Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне полученных мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя (далее также-Департамент) обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне полученных мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 состоит на учете в Управлении труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя как получатель мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка одинокой матери на ФИО6 и ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ ответчица обратилась к истцу с заявлением о назначении ей государственных социальных пособий, помощи и компенсаций, а именно: социального пособия (государственная социальная помощь); ежемесячного пособия на ребенка ФИО10 M.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующего детей до достижения ребенком возраста трех лет и пособия на ребенка одинокой матери на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании данного обращения ответчице были назначены указанные выплаты и пособия.
В последующем истцом установлен факт сокрытия ответчицей информации об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности ее супругом и предоставление ею ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ недостоверных сведений о доходах, что свидетельствует о безосновательном предоставлении ей мер социальной поддержки на сумму 201 629, 27 руб.
Истец уведомил ответчицу об образовавшейся переплате и необходимости возврата денежных средств, однако ответчицей требования истца не исполнены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчицы оказанные ей меры социальной поддержки:
социальное пособие (государственная социальная помощь) "пособие "Малоимущая семья" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36 000 руб, "Пособие на ребенка" на ФИО7, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на ФИО8, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 497, 86 руб.;
"Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" на ФИО8, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149 341, 33 руб, "Ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери" на ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 790, 08 руб, а всего 201 629, 27 руб.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 24 июня 2021 года требования истца удовлетворены, с ФИО1 в пользу Департамента взыскано 201 629, 27 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 ноября 2021 года указанное решение изменено. Судом постановлено: взыскать с ФИО1 в пользу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя 43 103, 88 руб, в остальной части требований отказать.
В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя просит апелляционное определение отменить, принять новое решение которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 1 Закона города Севастополя от 26.12.2014 N 94-ЗС "О государственной социальной помощи в городе Севастополе" государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории города Севастополя.
В силу ст. 2 данного Закона, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане-граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе.
В соответствии с ч.2 ст. 6 Закона города Севастополя от 26.12.2014 N 94 - ЗС государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателей государственной социальной помощи в городе Севастополе.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущим одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Согласно ч. 2 ст. 10 вышеуказанного Закона, в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Положениями частей 1, 2 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.12.014 N 96-ЗС "О пособии на ребенка" и п. 4 Раздела II Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 09.02.2017 г. N 81-ПП определено, что пособие на ребенка предоставляется лицам, имеющим детей; одиноким матерям, имеющим детей; лицам, имеющим ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно.
Пособие на ребенка предоставляется данным лицам при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в городе Севастополе.
Право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка.
В силу п. 1 постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 711 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет предоставляется гражданам, постоянно проживающим на территории города Севастополя, из числа лиц, являющихся родителями, имеющими троих и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в образовательных организациях, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с п. 43 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 706 в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, выплата пособия прекращается.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью ФИО6, 2003 года рождения, ФИО7, 2015 года рождения и, ФИО8, 2017 года рождения и с 2015 года состоит в зарегистрированном браке с ФИО9
С 2015 года ФИО1 состояла на учете в Управлении труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя как получатель мер социальной поддержки, а именно: ежемесячного пособия на ребенка одинокой матери, на ребенка ФИО6, 2003 года рождения, ежемесячного пособия на уходу за ребенком ФИО7, 2015 года рождения и ФИО8, 2017 года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением N о предоставлении государственных услуг по назначению государственных социальных пособий, помощи и компенсации: социального пособия (государственная социальная помощь); ежемесячного пособия: на ФИО7, 2015 года рождения, ФИО8, 2017 года рождения, ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком трехлетнего возраста, пособия на ребенка одинокой матери на ребенка ФИО6, 2003 года рождения.
ФИО1 также было назначено пособие "ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет" на ребенка ФИО8, 2017 года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 137 руб, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 487 руб.
Проведенной истцом ДД.ММ.ГГГГ проверкой предоставленной ответчицей информации о доходах было установлено, что супруг ответчицы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ответчицей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ предоставлена недостоверная информация о доходах, учтенная при назначении ей пособий. При этом, доход супруга ФИО9 от предпринимательской деятельности в 2016 году составил 3 512 602 руб, в 2017 г. -3 362 190 руб.
Решениями Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении ответчице назначенных ранее и продленных ей пособий было отказано в виду предоставления ею недостоверной информации о доходах ее супруга ФИО1 и получении неосновательного обогащения в виде мер социальной поддержки: "социальное пособие (государственная социальная помощь)" "пособие "Малоимущая семья в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 000 руб.; пособия на ребенка ФИО7, 2015 года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ребенка ФИО8, 2017 года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 497, 86 руб.; ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет - на ребенка ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149 341, 33 руб, ежемесячного пособия на ребенка одинокой матери на ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 790, 08 руб, всего мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму в размере 201 629, 27 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что ФИО1 действовала недобросовестно, поскольку при назначении мер социальной поддержки, не предоставила сведения о доходах своего супруга, что привело к получению ею неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции, по сути, согласился с выводами суда первой инстанции, однако счел, что истец пропустил срок исковой давности по части заявленных к взысканию сумм. Приняв во внимание заявление ответчицы, применив исковую давность, судебная коллегия изменила размер подлежащей взысканию с ответчицы в пользу истца денежной суммы.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции и не находит оснований для отмены апелляционного определения по доводам, указанным в кассационной жалобе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права об исковой давности, основаны на неправильном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судом норм права, которые являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.