Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3905
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 09.07.2008 по делу N А04-3001/08-8/86 Арбитражного суда Амурской области, по иску МУП "Жилсервис" к Муниципальному образовательному учреждению "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовый отдел Администрации Бурейского района, о взыскании 326807,90 руб.
Резолютивная часть постановления от 17 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному образовательному учреждению "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" о взыскании убытков по предоставленным мерам поддержки педагогическим работникам ответчика за период с сентября 2007 по декабрь 2007 года в сумме 326807,90 руб.
Судом к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области, Финансовый отдел Администрации Бурейского района.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования: просил взыскать убытки в сумме 326807,90 руб. и привлечь в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда от 09.07.2008 исковые требования МУП "Жилсервис" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске к МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Указывает на то, что финансирование обязательств по реализации полномочий, связанных с осуществлением расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", предусмотрено за счет средств областного бюджета.
Ссылается на то, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" средства на обеспечение мер социальной поддержки педагогическим работникам не предусматривались.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили.
МОУ "Новобурейская общеобразовательная школа N 1" Отдела образования Администрации Бурейского района заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между МУП "Жилсервис" (Исполнитель) и МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" (Заказчик) заключены муниципальный контракт N 12 о возмещении затрат при предоставлении мер социальной поддержки (жилищно-коммунальных услуг) и договор о возмещении затрат при предоставлении мер социальной поддержки, срок действия контракта и договора определен с 01.01.2007 по 31.12.2007.
В соответствии с пунктом 2.1.1 муниципального контракта и договора истец обязался предоставлять педагогическим работникам ответчика жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию с учетом мер социальной поддержки в соответствии с Законами Амурской области.
МУП "Жилсервис" свои обязательства выполнило в полном объеме.
Для оплаты возмещения затрат при предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам МОУ "Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1" по муниципальному контракту N 12 и договору от 01.01.2007 истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 374639,33 руб.
Платежным поручением от 29.12.2007 N 700 ответчик оплатил истцу 47831,43 руб.
Таким образом, задолженность за период с сентября по декабрь 2007 года составила 326807,90 руб., в результате чего МУП "Жилсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу статей 84, 85 БК РФ разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляется в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в пункте 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права также установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно пункту 4 статьи 26.3 данного закона по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подпунктах 2, 9, 13, 21, 25 и 37 пункта 2 настоящей статьи). Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что пунктом 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Кроме того, как следует из содержания кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области, ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" от 19.12.2006 N 238-ФЗ средства на указанные цели не предусматривал, соответственно они не были переданы в бюджет Амурской области.
Доказательств того, что в 2007 году денежные средства на указанные цели выделялись Амурской области из Фонда софинансирования социальных расходов, в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств. В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов не выделялось, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили свои обязанности в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изложенного, арбитражный суд со ссылками на статьи 16, 1069 ГК РФ пришел к выводу о взыскании убытков в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.07.2008 по делу N А04-3001/08-8/86 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3905
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании