Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Грибанова Ю.Ю, Думушкиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Алушты Республики Крым о понуждении заключить новый договор аренды земельного участка, признании права и возложении обязанности заключить и подписать договор аренды земельного участка, по кассационным жалобам Администрации города Алушты Республики Крым и ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Алушты Республики Крым и с учётом предоставленных уточнений просила:
- признать право на аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", площадью 4 614 кв.м, в границах по состоянию на 28 декабря 2019 года - дату отказа Администрации города Алушты в заключении договора аренды указанного земельного участка;
- признать право на аренду сроком на 49 лет одновременно двух земельных участков общей площадью 4 614 кв.м, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", на основании постановления Администрации г. Алушты от 27 октября 2020 года N;
- признать право на заключение одновременно двух договоров аренды земельных участков общей площадью 4 614 кв.м сроком на 49 лет, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", по адресу и в границах, определённых координатами характерных точек границ, указанных в ЕГРН по состоянию на дату принятия решения судом;
- обязать Администрацию города Алушты подписать проект договора аренды земельного участка кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", сроком на 49 лет в подготовленной администрацией редакции, направив три его экземпляра истцу в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать Администрацию города Алушты подписать проект договора аренды земельного участка, образованного путём раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью, в границах и с целевым назначением, указанным в сведениях ЕГРН на дату принятия решения судом, сроком на 49 лет в подготовленной Администрацией города Алушты редакции в трёх экземплярах, направив три экземпляра проекта договора для подписания истцу в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2021 года решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
Судом признано право ФИО1 на заключение договора аренды земельного участка площадью 3 371 кв.м для обслуживания нежилого здания - дома отдыха площадью 3 207, 5 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый N, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 4 614 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", с сохранением беспрепятственного прохода и проезда площадью 274 кв.м. (согласно Постановлению Администрации города Алушта Республики Крым N от 23 декабря 2016 года), со следующими характерными точками границ, указанными экспертом в заключении N-Э от 6 августа 2021 года:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Администрацией города Алушта Республики Крым и ФИО1 поданы кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене апелляционного определения, в виду существенного нарушения судом норм материального и процессуального права.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2022 года кассационные жалобы приняты к производству суда, рассмотрение дела назначено на 30 июня 2022 года.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2022 года в судебном заседании объявлен перерыв до 21 июля 2022 года в 9:40.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2022 года удовлетворено ходатайство администрации города Алушта о проведении судебного заседания, назначенного на 21 июля 2022 года, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Алуштинского городского суда Республики Крым.
Между тем, подключившись к комплекту системы видеоконференц-связи Алуштинского городского суда Республики Крым в 9 часов 50 минут, судебная коллегия установила, что в судебное заседание представитель администрации города Алушта не явился.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание ни в здание Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, ни в Алуштинский городской суд Республики Крым также не явились.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание - дом отдыха площадью 3 207, 5 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый N.
Указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым.
28 декабря 2016 года между Администрацией города Алушты, как арендодателем, и ФИО1, как арендатором, был заключён договор аренды земельного участка, согласно условиям которого, арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок площадью 4 614 кв.м, из земель, находящихся в муниципальной собственности, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования земельного участка - гостиничное обслуживание, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", сроком на 3 года.
В соответствии с пунктом 3.1 данного договора, на земельный участок распространяются ограничения в пользовании, в том числе охранная зона вокруг археологического объекта культурного наследия "Крепость Алустон" - на земельном участке площадью 4 614 кв.м, а также ведение любых строительных работ подлежит согласованию в установленном порядке с Министерством по охране культурного наследия Республики Крым.
5 ноября 2019 года Администрация города Алушты письменно уведомила ФИО1 о том, что по истечению срока не имеет намерения заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", на новый срок. В связи с чем, в её адрес будет направлено соглашение о расторжении договора аренды от 28 декабря 2016 года в виду окончания срока его действия, а также акт возврата земельного участка.
28 декабря 2019 года Администрация города Алушты письменно проинформировало ФИО1 о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 года N-р археологический комплекс "Алустон" включён в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территориях Республики Крым и города Севастополя. С 1 января 2019 года данный объект передан в оперативное управление МАУ "Историко-археологический комплекс "Большая Алушта". Учитывая, что указанный археологический комплекс является объектом культурного наследия, все запланированные действия на его территории и в отношении него проходят процедуру согласования с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым. В 2019 году Администрацией города Алушта подано ходатайство в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым об установке зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории, в том числе включающей в себя территорию археологического комплекса "Алустон" площадью 1075 кв.м, территорию охранных зон и зон регулируемой застройки башен крепости "Алустон". На основании изложенного в адрес ФИО1 было направлено уведомление от 5 ноября 2019 года о намерении прекращения договорных отношений по истечению срока действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес". При этом, в настоящее время намерения Администрации г. Алушты Республики Крым, не изменились.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 года N-р археологический комплекс "Алустон" включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, с 1 января 2019 года указанный объект передан в оперативное управление МАУ "Историко-археологический комплекс "Большая Алушта".
В настоящее время в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 4 614 кв.м, проводится процедура преобразования путём разделения на два участка с площадью:
земельный участок - 2 214 кв.м, (участок находится на территории объекта культурного наследия федерального значения - Археологический комплекс "Алустон");
земельный участок - 2 400 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", сохраняемый в изменённых границах, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности истца.
Для выяснения обстоятельств, имеющих существенное значения для правильного разрешения спора (какой земельный участок, необходим для размещения и использования принадлежащего истцу на праве собственности здания; возможно или нет образовать для размещения и использования принадлежащего истцу здания земельный участок в меньшем размере, чем в размере существующей площади 4 614+/-24 кв.м, с учётом существующей застройки и требований законодательства), судебной коллегией определением от 18 мая 2021 года была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта N-Э от 6 августа 2021 года, согласно пункту 1.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, минимальные и максимальные размеры земельного участка не подлежат установлению.
Земельный участок площадью 2 400 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" сохраняемого в изменённых границах в результате раздела соответствует пункту 2.2 параметрам застройки Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
С учётом расположения нежилого здания площадью 3 207, 5 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", относительно границ земельного участка площадью 2 400 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", сохраняемого в изменённых границах в результате раздела, расстояние от здания до границ земельного участка от 0, 40 м до 6 м, что не соответствует пункту 2 - предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции капитального строительства Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Проезд вокруг нежилого здания - невозможен, подъезд к главному входу здания - невозможен, не затрагивая земельные участки других собственников.
Проезд пожарных автомобилей к исследуемому нежилому строению с кадастровый N должен осуществляться с двух продольных сторон здания, что невозможно при земельном участке площадью 2 400 кв.м, сохраняемого в изменё ФИО2 границах в результате раздела, без пересечения границ вновь образуемого земельного участка площадью 2 214 кв.м, с условным номером ЗУ 1.
Ширина проездов для пожарной техники к исследуемому нежилому зданию с кадастровый N должна составлять не менее 4, 2 м. Расстояние между координатами точками н1 и н2 - 5, 65 м, что соответствует ширине проезда для пожарной техники, однако согласно пункту 8.1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным конструктивным решениям" таких проездов необходимо минимум 2 с каждой продольной стороны.
Согласно натурного осмотра, а также после анализа данных Яндекс карты и сведений ЕГРН, проезд на сохраняемый земельный участок в изменённых границах с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2 400 кв.м, между координатными точками н1 и н2 осуществляется через тупиковый проезд без площадки для разворота, что не соответствует пункту 8.13 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным конструктивным решениям".
Земельный участок площадью 4 614 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" соответствует пункту 2.2 параметрам застройки Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
С учётом расположения нежилого здания площадью 3 207, 5 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", относительно границ земельного участка площадью 4 614 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расстояние от здания до границ земельного участка не соответствует только в точке N 7 пункту 2 предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции капитального строительства Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Проезд вокруг нежилого здания возможен, подъезд к главному входу здания осуществляется непосредственно с въездной группы.
Проезд пожарных автомобилей к исследуемому нежилому строению кадастровый N соответствует СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение, распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным конструктивным решениям".
Экспертом предложен раздел земельного участка на два:
1. Земельный участок площадью 3 371 кв.м, для обслуживания нежилого здания кадастровый N, с условием сохранения ограничения на земельный участок площадью 274 кв.м, - обеспечение беспрепятственного прохода и проезда (согласно Постановления N от 23 декабря 2016 года).
2. Земельный участок площадью 1 242 кв.м.
Экспертом указано, что данный вариант раздела соответствует:
Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым;
СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным конструктивным решениям";
статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации;
СП 257.1325800.2020 Здания гостиниц;
СП 42.13330.2016 Градостроительство.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 79, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 209, 420, 421, 445, 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 39.1, 39.2, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 5.1, 36 Федерального закона N73-Ф3 от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2020 года N468-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с таким выводом соглашается.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что земельный участок площадью 4614 кв.м, кадастровый N не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление допускается на праве аренды.
Судебным экспертом установлен размер земельного участка площадью 3 371 кв.м, который необходим для размещения и обслуживания принадлежащего на праве собственности истцу ФИО1 нежилого здания - дома отдыха площадью 3 207, 5 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый N, а также установлена возможность сформировать (образовать) земельный участок площадью 3 371 кв.м для размещения и обслуживания указанного нежилого здания, т.е. в меньшем размере, чем в размере существующей площади 4 614+/-24 кв.м (земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"), с учётом существующей застройки, а также требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что истец имеет право на заключение договора аренды земельного участка площадью 3 371 кв.м для обслуживания нежилого здания - дома отдыха площадью 3 207, 5 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый N, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 4 614 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", с сохранением беспрепятственного прохода и проезда площадью 274 кв.м (согласно Постановлению Администрации города Алушта Республики Крым N4144 от 23 декабря 2016 года), с характерными точками границ, указанными экспертом в заключении N 116/21 -Э от 6 августа 2021 года.
Право на заключение договора аренды подразумевает, что лицо имеет право аренды, в связи с чем, суд обоснованно указал, что удовлетворение требования о признании права истца на заключение договора аренды достаточно и дополнительного признания за истцом права на аренду не требуется.
Следует также отметить, что до настоящего времени раздел земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не осуществлён, т.е. отсутствуют препятствия для предоставления истцу во временное платное пользование на условиях договора аренды земельного участка площадью 3 371 кв.м для обслуживания нежилого здания - дома отдыха площадью 3 207, 5 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый N, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 4 614 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", с сохранением беспрепятственного прохода и проезда площадью 274 кв.м (согласно Постановлению Администрации города Алушта Республики Крым N от 23 декабря 2016 года), с характерными точками границ, указанными экспертом в заключении N-Э от 06 августа 2021 года.
При этом, поскольку истцом не представлен проект договора аренды, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности подписать проект договора аренды земельного участка в подготовленной редакции, направив три его экземпляра истцу в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Однако, судом верно указано, что отказ в удовлетворении данных требований не лишает истца возможности обратиться в суд с иском о понуждении ответчика к заключению договора аренды земельного участка площадью 3 371 кв.м. для обслуживания нежилого здания - дома отдыха площадью 3 207, 5 кв.м. по адресу: "адрес", кадастровый N, образованного в результате раздела земельного участка общей площадью 4 614 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", с сохранением беспрепятственного прохода и проезда площадью 274 кв.м. (согласно Постановлению Администрации города Алушта Республики Крым N4144 от 23 декабря 2016 года), с характерными точками границ, указанными экспертом в заключении N 116/21-Э от 6 августа 2021 года, с предоставлением проекта такого договора, в случае необоснованного уклонения ответчика от его заключения.
Таким образом, вывод суда о частичном удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного акта, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационных жалобах.
Кассационные жалобы не содержат доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителей в суде апелляционной инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Алушты Республики Крым и ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.