Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Формуса Ю.В., действующего в интересах Пономарева В.А., на вступившие в законную силу постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 15 марта 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2019 года, вынесенные в отношении Пономарева Вячеслава Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 15 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2019 года, гражданин Украины Пономарев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении Пономарева В.А. по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пономарева В.А. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 данного закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г..N 115-ФЗ определено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г..N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе,
обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
На основании положений статьи 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.
В силу статьи 25.10 названного закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14 марта 2019 года около 15 часов 30 минут по адресу: "адрес" был выявлен гражданин Украины Пономарев В.А, не имеющий миграционной карты, который находился на территории Российской Федерации свыше 90 суток и нарушивший режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, чем допустил нарушение статей 25.9, 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); рапортом сотрудника полиции (л.д.4); данными из ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.5-6); объяснениями Пономарева В.А. (л.д.7); копией паспорта гражданина Украины Пономарева В.А. (л.д.8-9), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Пономарева В.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Доводы жалобы о недостоверности имеющегося в материалах дела паспорта гражданина Украины Пономарева В.А. получили надлежащую оценку нижестоящих инстанций и подлежат отклонению в силу следующего.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно материалам дела, к протоколу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленному в отношении Пономарева В.А, приобщена копия паспорта гражданина Украины Пономарева Вячеслава Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес", серия и номер N, выданного Шевченковским РУ ГУ МВС Украины в г. Киеве 6 марта 2008 года (л.д.8-9).
Также, в материалах дела имеется и к настоящей жалобе приложена копия паспорта гражданина Украины Пономарева Вячеслава Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес", серия и номер N выданный Радянским РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве 6 марта 1998 года, а также его перевод на русский язык (л.д.84-95).
Между тем сведений о признании недостоверным паспорта, представленного должностному лицу при составлении протокола об административном правонарушении, равно как сведений о том, что паспорт на имя гражданина Украины Пономарева В.А, серия и номер CH 751106, выдан только 6 марта 1998 года Радянским РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве, в материалах дела отсутствует, с настоящей жалобой таких данных не представлено.
Кроме того, при рассмотрении жалобы защитника в Верховном Суде Республики Крым было допрошено лицо, составившее протокол об административном правонарушении, из пояснений которого следует, что при задержании гражданина Украины был предоставлен паспорт на имя Пономарева В.А, при этом сомнений в подлинности документа и личности его представившего, не возникло (л.д.125-128).
Защитником также не указано об обращении в правоохранительные органы по факту утери Пономаревым В.А. паспорта либо завладения паспортом иным лицом, такая информация к настоящей жалобе не приложена.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии достаточной совокупности доказательств для вывода о том, что 14 марта 2019 года около 15 часов 30 минут по адресу: "адрес", был выявлен гражданин Украины, являющийся Пономаревым В.А.
Ссылка заявителя на то, что при осуществлении телефонного звонка с целью извещения о рассмотрении жалобы в Верховном Суде Республики Крым на номер, указанный Пономаревым В.А, ответивший абонент отрицал, что является Пономаревым В.А, не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку сведений о том, что данный номер телефона принадлежит иному лицу, нежели Пономареву В.А, в материалах дела не имеется.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Пономарева В.А. объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 15 марта 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2019 года, вынесенные в отношении Пономарева Вячеслава Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Формуса Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Кириллова И.Н. N 5-54/2019
судья Верховного Суда РК Агин В.В. N 12-332/2019
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-5258/2021, П16-517/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.