Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поданную 16 июня 2022 года, на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года
по административному делу N 2а-152/2021 по административному исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Заповедное Прибайкалье", Министерству лесного комплекса Иркутской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Заповедное Прибайкалье" (далее - ФГБУ "Заповедное Прибайкалье"), Министерству лесного комплекса Иркутской области с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в неликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных и биологических отходов, площадью 104 859, 55 кв.м на территории земельного участка, расположенного в 380 м к востоку от земельного участка с кадастровым номером N; обязании ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" ликвидировать несанкционированную свалку на территории земельного участка, расположенного в 380 м к востоку от земельного участка с кадастровым номером N, путем очистки территории от отходов, площадью 102 483, 58 кв.м (в границах Прибайкальского национального парка), в срок до 1 октября 2022 года; обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области ликвидировать несанкционированную свалку на территории земельного участка, расположенного в 380 м к востоку от земельного участка с кадастровым номером N, путем очистки территории от отходов, площадью 2 376, 97 кв.м (в границах квартала 50, технического участка N) (совхоз "Куретский") Бугульдейского участкового лесничества Ольхонского лесничества), в срок до 1 октября 2022 года.
В обоснование заявленных требований указала, что на территории земельного участка, расположенного в 380 м к востоку от земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а также биологических отходов. Отходы располагаются на месте отработанного карьера и на прилегающих к нему земельных участках. Захламленный отходами земельный участок состоит из трех хаотично расположенных частей, а именно из земельного участка площадью 7886, 11 кв.м земельного участка, площадью 1009, 72 кв.м, земельного участка, площадью 1697, 34 кв.м. Земельные участки на государственный кадастровый учет не поставлены, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Общая площадь несанкционированной свалки составляет 104 859, 55 кв.м. Доступ на земельные участки не ограничен, отходы размещены на незащищенном почвенном покрове, хозяйственная деятельность на земельных участках на момент обследования не осуществлялась. Согласно заключению Управления Росреестра по Иркутской области от 15 июня 2021 года, земельный участок, захламленный бытовыми отходами, расположен на особо охраняемой природной территории - Прибайкальский национальный парк.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), Администрация Еланцынского муниципального округа.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Минприроды России, ставит вопрос об отмене решения Ольхонского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года в части возложения обязанности по ликвидации свалки на ФГБУ "Заповедное Прибайкалье", со ссылкой на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что в силу положений действующего законодательства, само по себе расположение земельного участка в границах национального парка не свидетельствует о его принадлежности к землям, находящимся в федеральной собственности и (или) предоставленного в пользование федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющему управление национальным парком. Ликвидация несанкционированных свалок на землях в границах муниципальных образований, относится к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с территориальной принадлежностью таких земель.
От Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры поступили возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на территории земельного участка, расположенного в 380 м к востоку от земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а также биологических отходов. Отходы располагаются на месте отработанного карьера и на прилегающих к нему земельных участках.
Захламленный отходами земельный участок состоит из трех хаотично расположенных частей, а именно из земельного участка площадью 7886, 11 кв.м, имеющего следующие координаты:
Х Y
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
N N
земельного участка, площадью 1009, 72 кв.м, имеющего следующие координаты:
X Y
NN
NN
NN
NN
NN
NN
NN
NN
земельного участка, площадью 1697, 34 кв.м, имеющего следующие координаты:
X Y
NN
NN
NN
NN
NN
NN
NN
Земельные участки, площадью 7886, 11 кв.м, 1009, 72 кв.м, 1697, 34 кв.м на государственный кадастровый учет не поставлены, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Общая площадь несанкционированной свалки составляет 104 859, 55 кв.м.
Доступ на указанные земельные участки не ограничен, основу видового состава отходов представляют твердые коммунальные отходы, растительные отходы, пищевые отходы, отходы необработанных шкур животных, отходы костей животных, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, отходы силоса, древесные опилки, стружка (визуально без признаков загрязнения), бой стекла, горбыль с натуральной чистой древесины, отходы полиэтиленовой тары (визуально незагрязненные), отходы полиэтиленовой тары (визуально загрязненная нефтепродуктами), отходы полиэтиленовой пленки, отходы тар деревянных, утративших потребительские свойства, незагрязненных, отходы бумаги и картона (визуально незагрязненные), отработанные фильтры очистки масла автотранспортных средств, отработанные фильтры воздушные автотранспортных средств, отходы одежды и прочих текстильных изделий (визуально незагрязненные), тары жестяные из-под лакокрасочных покрытий, тары жестяные консервные, загрязненные пищевыми продуктами, отходы незагрязненной обуви комбинированной из резины, кожи и полимерных материалов специальной, утратившей потребительские свойства, отходы мебели деревянной, бой строительного кирпича, утративший потребительские свойства монитор компьютерный жидкокристаллический, обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы пенополиуретана (визуально незагрязненные).
Территория свалки также захламлена биологическими отходами, выброшены шкуры и головы разных видов животных.
Данные отходы размещены на незащищенном почвенном покрове, хозяйственная деятельность на земельных участках на момент обследования не осуществлялась.
Согласно заключению Управления Росреестра по Иркутской области от 15 июня 2021 г, земельный участок, захламленный бытовыми отходами, расположен на особо охраняемой природной территории - Прибайкальский национальный парк. Государственная собственность на данный земельный участок не разграничена, на государственный кадастровый учет не поставлен, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют.
Как следует из заключения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 17 июня 2021 г, земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, расположен на особо охраняемой природной территории Прибайкальский национальный парк, не огорожен, имеет свободный доступ, расположен вблизи жилых домов, территория захламлена бытовыми отходами, выброшены шкуры и головы разных видов животных.
Отходы размещены на незащищенном почвенном покрове земельного участка, хозяйственная деятельность на нем не осуществлялась, что подтверждается заключением Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области Байкальской природной территории от 18 июня 2021 г. с фототаблицей.
Кроме того, часть несанкционированной свалки площадью 2397, 2 кв.м расположена в границах земель лесного фонда: квартала 50 технического участка ЛФ4 (совхоз Куретский) Бугульдейского участкового лесничества Ольхонского лесничества.
Согласно информации Министерства лесного комплекса Иркутской области, Бугульдейское участковое лесничество, Технический участок N (совхоз "Куретский"), кварталы N- N, N- N относится к землям лесного фонда, вошедших в границы территории Прибайкальского национального парка.
Из акта обследования подведомственной территории от 26 августа 2021 г. усматривается, что при визуальном осмотре указанной территории выявлен факт частичного вхождения в границы земель Министерства лесного комплекса Иркутской области по Ольхонскому лесничеству навалов мусора. Основные навалы мусора расположены на территории ФГБУ "Заповедное Прибайкалье".
Согласно границам Байкальской природной территории и ее экологических зон, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации N 1641-р от 27 ноября 2006 г, обследованный земельный участок входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, исходил из того, что поскольку из представленных в материалы дела документов установлено, что территория места размещения отходов расположена как в границах Прибайкальского национального парка, так и в границах квартала 50, (технического участка N) (совхоз "Куретский") Бугульдейского участкового лесничества Ольхонского лесничества, а несанкционированная свалка на земельном участке образовалась в результате непринятия мер по недопущению деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира национального парка со стороны административных ответчиков, то обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит как на ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" так и на Министерстве лесного комплекса в пределах определенной территории, на которую распространяются полномочия каждого из ответчиков.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
В силу статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1). Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2).
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее- Федеральный закон N 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности.
Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе создание объектов размещения отходов производства и потребления (статья 15 Федерального закона N 33-ФЗ).
Исходя из изложенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельств, в том числе факта нахождения земельного участка, расположенного в 380 м к востоку от земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: Иркутская "адрес", площадью 102 483, 58 кв.м в границах Прибайкальского национального парка, наличия несанкционированной свалки на землях, находящихся в пользовании у административного ответчика, не установления лиц, непосредственно виновные в организации таких свалок, выводы судов о бездействии по ликвидации свалки в том числе на ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" как землепользователя и возложении на него обязанности по ее свалки, являются правильными.
Доводы кассатора об обратном основаны на неверном толковании норм права, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы об отсутствии у ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" компетенции по ликвидации несанкционированной свалки, необходимости возложения данной обязанности на орган местного самоуправления, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана фактическая и правовая оценка, не согласится с которой судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Вопреки доводам кассатора, выводы судов о наличии оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в части на ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" не противоречат действующему законодательству, поскольку сведения об иных пользователях и собственниках спорного земельного участка, расположенного в границах Прибайкальского национального парка отсутствуют, спорные земли не включены в границы населенных пунктов, учитывая представленные в материалы дела постановление Совета министров РСФСР от 13 февраля 1986 года N71 о создании Прибайкальского государственного природного национального парка в Иркутской области и предоставление в пользование государственному природному национальному парку указанных в нем земель, положений Устава ФГБУ "Заповедное Прибайкалье".
Доводы кассатора не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Несогласие с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.