Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-2/4025
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни на решение от 14.05.2008 по делу N А51-2765/2008 1-84 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Авто" к Владивостокской таможне о признании незаконным решения по классификации товаров.
Резолютивная часть постановления от 18 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Гранд-Авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России по ГТД N 1070204/141207/0025810, оформленное в виде требования от 19.12.2007.
Решением суда от 14.05.2008 заявленные требования общества удовлетворены. Требование от 19.12.2007 признано незаконным, как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права, а дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, решение о классификации товаров N 1-3 по ГТД N 10702040/141207/0025810 таможенным органом не принималось, корректировка заявленных сведений о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД России не производилась. Решение о классификации товаров в виде требования не может быть оформлено.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Таможенный орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятого по делу судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, 14.12.2007 общество во Владивостокский автотранспортный таможенный пост Владивостокской таможни подало ГТД N 10702040/141207/0025810 на таможенное оформление трех грузовых автомобилей бывших в употреблении.
09.12.2007 таможенным органом проведен таможенный осмотр в присутствии представителя общества, в результате которого согласно акта таможенного осмотра N 10702040/091207/0077922 РММ, масса и грузоподъемность не установлены.
18.12.2008 таможня направила обществу требование и уведомление о том, что заявленные в графе 31 ГТД N 10702040/141207/0025810 сведения о РММ, МБН, грузоподъемности могут являться недостоверными, а классификация товара по коду ТН ВЭД России неверна, что влечет за собой увеличение суммы подлежащих уплате таможенных платежей, в связи с чем, декларанту было предложено в срок до 27.01.2008 скорректировать сведения о коде ТН ВЭД, и представить доплату разницы неуплаченных таможенных платежей в сумме 1139659,22 руб.
Кроме того, таможенным органом в ЭКС ЦЭКТУ направлено постановление о назначении идентификационной экспертизы от 10.12.2007 N 03-44/1758.
19.12.2007 в связи с получением заключения ЭКС ЦЭКТУ ДВТУ N. 4400/2007 таможенным органом вручено обществу уведомление и требование от 19.12.2007. в которых указано на неверный код ТН ВЭД России, указанный декларантом в ГТД, так как фактический код ТН ВЭД России - 8704 22 990 3 и о необходимости в срок до 27.01.2008 внести изменение в графу 33 ГТД о коде ТН ВЭД России и обеспечить уплату таможенных платежей в размере 1139659,22 руб.
Не согласившись с требованием таможни от 19.12.2007, общество обжаловало его в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 149 ТК РФ одним из необходимых оснований для выпуска товаров таможенными органами является уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 ТК РФ.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (пункт 1 статьи 131 ТК РФ).
По правилам пункта 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.
Пунктом 3 этой нормы Кодекса признано, что при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК РФ, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным ТК РФ.
Согласно статье 40 ТК РФ в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Инструкцией о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной приказом ФТС от 29.09.2004 г. N 85 (далее - Приказ N 85), предусмотрено, что при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России (пункт 4).
Форма решения о классификации товара установлена Приложением 1 к указанной Инструкции.
Если вновь определенный код товара в соответствии с ТН ВЭД России влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленный таможенный режим, уполномоченное должностное лицо таможенного поста направляет декларанту уведомление, в котором указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска, а также требование согласно форме, утвержденной Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов", о необходимости осуществления корректировки заявленных сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 17 Приказа N 85).
Системное толкование названных норм позволяет сделать вывод о том, что на таможню возложена обязанность по принятию решения о классификации товаров по установленной Приложением 1 к указанной Инструкции форме, что предшествует направлению декларанту уведомления и требования согласно форме, утвержденной Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов".
Форма решения о классификации товара, в числе иных документов в соответствии с ТН ВЭД России используется в целях реализации контрольных полномочий таможенного органа.
Как следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля и таможенного оформления товаров по ГТД N 10702040/141207/0025810 решение о классификации товаров в соответствии с требованиями вышеуказанного таможенного законодательства, должностным лицом таможенного органа не принималось. Решение о классификации товаров соответствии с ТН ВЭД России выражено в требовании от 19.12.2007, в котором таможенный орган уведомил общество о правильном коде товара по ТН ВЭД России, который должен был быть заявлен у ГТД, без получения объяснений и доказательств правильности заявленного декларантом кода товара по ТН ВЭД России.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что ни одна из экспертиз, проведенных таможенным органом не ответила на вопросы о разрешенной максимальной массе и грузоподъемности задекларированных обществом автомобилей, тогда как из ответов представительства ISUZU можно сделать вывод о том, что грузоподъемность ввезенных обществом автомашин не зависит от типа кузова и его вместимости, что опровергает выводы экспертиз проведенных таможенным органом.
Следовательно, таможенный орган не воспользовался правом по дополнительной проверке сведений указанных обществом, самостоятельно определил код ТН ВЭД России задекларированного товара и без вынесения решения о классификации товаров, по форме установленной Приложением N 1 к Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной Приказом ФТС от 29.09.2004 N 85, доначислил таможенные платежи и запретил выпуск товаров, в связи с чем вывод суда о незаконности решения о классификации товара в виде требования от 19.12.2007 является правильным.
Учитывая, что судом применены нормы таможенного законодательства соответственно установленным фактическим обстоятельствам дела, кассационная инстанция не усматривает оснований [для отмены законно принятого арбитражным судом решения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.05.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу 451-2765/2008 1-84 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля и таможенного оформления товаров по ГТД N 10702040/141207/0025810 решение о классификации товаров в соответствии с требованиями вышеуказанного таможенного законодательства, должностным лицом таможенного органа не принималось. Решение о классификации товаров соответствии с ТН ВЭД России выражено в требовании от 19.12.2007, в котором таможенный орган уведомил общество о правильном коде товара по ТН ВЭД России, который должен был быть заявлен у ГТД, без получения объяснений и доказательств правильности заявленного декларантом кода товара по ТН ВЭД России.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что ни одна из экспертиз, проведенных таможенным органом не ответила на вопросы о разрешенной максимальной массе и грузоподъемности задекларированных обществом автомобилей, тогда как из ответов представительства ISUZU можно сделать вывод о том, что грузоподъемность ввезенных обществом автомашин не зависит от типа кузова и его вместимости, что опровергает выводы экспертиз проведенных таможенным органом.
Следовательно, таможенный орган не воспользовался правом по дополнительной проверке сведений указанных обществом, самостоятельно определил код ТН ВЭД России задекларированного товара и без вынесения решения о классификации товаров, по форме установленной Приложением N 1 к Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной Приказом ФТС от 29.09.2004 N 85, доначислил таможенные платежи и запретил выпуск товаров, в связи с чем вывод суда о незаконности решения о классификации товара в виде требования от 19.12.2007 является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-2/4025
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-А51/08-2/4025