Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Гордиенко А.Л.
судей: Уфимцевой Н.А, Зайцевой Е.Н.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ о понуждении к совершению определенных действий
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Борзинского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил: признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого "адрес", расположенного по адресу: военный городок N, "адрес" "адрес"; обязать ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент имущественных отношений Минобороны России обращение с ходатайством о содействии в выполнении капитального ремонта многоквартирного жилого "адрес", расположенного по адресу: военный городок N, "адрес" "адрес"; обязать Минобороны России включить многоквартирный жилой дом инв. N, расположенный по адресу: "адрес" N, "адрес" "адрес" "адрес" в титульный план проведения капитального ремонта на 2021-2022 гг.; возложить на Минобороны России обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого "адрес", расположенного по адресу: военный городок, N, "адрес", "адрес": систем отопления, водоснабжения (горячего и холодного), водоотведения; оборудования электроснабжения и учета электрической энергии; фасада здания; межпанельных швов (их герметизация); цоколя; отмостки, внутри подъездной отделки; подходов к подъездам; тротуаров, а также произвести монтаж окон на лестничных клетках, новых игровых площадок, скамеек и урн; утепление инженерных подвальных помещений; установку освещения в подвальных помещениях; замену входных, подвальных дверей и входных люков чердачных, а также рассмотреть вопрос о ре конструкции мягкой кровли путем её замены на скатную.
В обоснование требований указано, что Военной прокуратурой Борзинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами домоуправления N1 г. Борзя ЖКС N9 (с. домна) ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России (по ВВО) требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при обслуживании многоквартирного жилого "адрес", расположенного по адресу: военный городок N, "адрес", "адрес". Проверкой установлено, что в соответствии с проведенными плановым весенним осмотром в 2021 г, многоквартирный жилой "адрес", принадлежащий Минобороны России на праве собственности, находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта. Так, согласно акту общего весеннего осмотра объектов жилищного фонда (многоквартирного дома) от 5 апреля 2021 г, дефектного акта от 14 апреля 2021 г, в доме инв. N необходимо провести капитальный ремонт: систем отопления, водоснабжения (горячего и холодного), водоотведения; оборудования электроснабжения и учета электрической энергии; фасада здания; межпанельных швов (их герметизация); цоколя; отмостки, внутри подъездной отделки; подходов к подъездам; тротуаров, а также произвести монтаж окон на лестничных клетках, новых игровых площадок, скамеек и урн; утепление инженерных подвальных помещений; установку освещения в подвальных помещениях; замену входных, подвальных дверей и входных люков чердачных, а также рассмотреть вопрос о реконструкции мягкой кровли путем её замены на скатную. 26 сентября 2017 г. между Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключен договор N- N "Управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации". Согласно Приложению N1 к договору многоквартирные жилые дома, расположенные в военном городке N ("адрес" "адрес"), в том числе многоквартирный жилой "адрес" переданы в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2021 г, оставленным без изменения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 марта 2022 г, исковые требования удовлетворены частично. На Министерство обороны РФ возложена обязанность организовать включение в план капитального ремонта на 2021-2022 гг. многоквартирного жилого дома, инв. N10, расположенного по адресу: военный городок N, "адрес" "адрес" края, а также обеспечить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома, инв. N10, расположенный по адресу: военный городок N, "адрес" "адрес" края: систем отопления, водоснабжения (горячего и холодного), водоотведения, оборудования электроснабжения и учета электрической энергии, фасада здания, межпанельных швов (их герметизация), цоколя, отмостки, внутриподъездной отделки, подходов к подъездам, тротуаров, а также провести монтаж окон на лестничных клетках, новых игровых площадок, скамеек и урн, утепление инженерных подвальных помещений, установку освещения в подвальных помещениях, замену входных подвальных дверей и входных люков чердачных, а также рассмотреть вопрос о реконструкции мягкой кровли, путем ее замены на скатную. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней представитель Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В. просит решение и апелляционное определение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы имеются.
Судами установлено и из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом инв. N10, расположенный по адресу: военный городок N, "адрес", передан на балансовый учет ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, находится на праве оперативного управления ФГКУ "Сибирское ТУИО".
24 мая 2021 г. старшим помощником военного прокурора Борзинского гарнизона капитаном юстиции Барсуковым А.Ю, с участием представителя войсковой части 06705 заместителя командира бригады по тылу начальника тыла гвардии подполковника Громова П.В, начальника домоуправления N1 ЖКС N9 (с. Домна) ЦЖКУ МО РФ (по ВВО) Кузнецовой Н.В, начальника отдела ЖКХ администрации городского поселения (Борзинское) Тюкавкиной Н.Н. произведен осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" - 3, ДОС - 10, о чем составлен Акт осмотра.
В ходе осмотра установлено, что ФГБУ "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны РФ осуществляет управление многоквартирным домом, который расположен по адресу: "адрес"-3, ДОС - 10. При этом: помещение подвала увлажнено по причине не герметичности инженерного оборудования, захламлено мусором и иными хозматериалами, подвальное помещение не имеет освещения, не проводится дезинфекция подвала, отмостка имеет изломы, подвальное помещение затоплено ввиду прорыва канализации, что является нарушением п. 3.4.5, п. 3.4.8, п 4.1, п. 4.1.3, п. 4.1.7, п. 4.1.9 и п. 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ N170 от 27 сентября 2003 г.; нарушены правила содержания подъездов: частично отсутствует внутриколлекторный рукав перил, остекление оконных блоков отсутствует, местами повреждено остекление оконных блоков, нарушение штукатурного слоя, загрязнение стен и потолков, частично отсутствует на лестничных маршах плитка, не выполняется влажная протирка подоконников, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, дверных коробок, полотен дверей, дверных ручек и мытье окон, электрощитовые открыты, нарушены п. 3.2, п. 4.8.14 Правил N170; на придомовой территории имеется мусор (окурки, полиэтиленовые пакеты и т.п.), нарушены п. 1.8, п. 3.6, п. 3.7 Правил N170; на крыше слуховые окна повреждены, разрушение двух вентиляционных шахт, наличие мусора и строительных материалов, повреждение кровельных металлических листов.
По данному факту 25 мая 2021 г. старшим помощником военного прокурора Борзинского гарнизона капитаном юстиции Барсуковым А.Ю. у начальника домоуправления N1 ЖКС N9 (с. Домна) ЦЖКУ МО РФ (по ВВО) Кузнецовой Л.В. отобраны объяснения, которая пояснила, что установленные нарушения возникли по причине нехватки рабочей силы, отсутствия строительных и иных необходимых материалов, отсутствия оперативности реализации заявок.
5 апреля 2021 г. комиссией в составе председателя начальника ДУ N1 (г. Борзя) ЖКС N9 (с. Домна) Кузнецовой Л.В. и членов комиссии начальника ПУ 4 (г. Борзя) ЖКС N9 (с. Домна) Жиронкина Е.В, инженера отделения (ЖФ) ЖКС N9 (с. Домна) Авласенко А.Н. произведен осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" - 3, ДОС - 10, о чем составлен Акт общего весеннего осмотра, в соответствии с которым многоквартирный жилой "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта.
В соответствии с Дефектным актом, утвержденным начальником ЖКС N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВВО) Гуровым Н.С. 14 апреля 2021 г. на основании осмотра установлено, что здание (Забайкальский край, г. Борзя - 3, ДОС - 10 (инв. 10) в/г N64) в целом находится в неудовлетворительном состоянии, необходимо выполнение капитального ремонта.
26 мая 2021 г. военным прокурором Борзинского гарнизона в адрес начальника ЖКС N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО Гурова Н.С. вынесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа врио начальника ЖКС N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО следует, что жилищный фонд г. Борзя был принят в управление и обслуживание ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в рамках договора управления N- N от 26 сентября 2017 г. По условиям договора ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приняло на себя обязательства по управлению и обслуживанию общедомового имущества жилищного фонда, подведомственного Минобороны России. При этом жилищный фонд г. Борзя был принят в неудовлетворительном состоянии, требовалось проведение капитального ремонта как инженерных систем, посредством которых осуществляется поставка коммунальных услуг, так и всего общедомового имущества. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России согласно условиям договора были приняты обязательства лишь по текущему ремонту общедомового имущества. Однако в связи с непроведением капитального ремонта жилищного фонда в г. Борзя с момента его строительства устранение всех недостатков силами управляющей организации выполнить не представляется возможным, поскольку отсутствует соответствующее финансирование.
Удовлетворяя иск прокурора и возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести капитальный ремонт здания, суд первой инстанции сослался на то, что данный ответчик не принимает необходимых мер по своевременному обслуживанию здания и поддержанию его в надлежащем техническом состоянии, а также по включению этого здания в планы капитального ремонта, вследствие чего здание находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает установленным требованиям.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм права.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подпункт 71 пункта 7 положения).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).
Возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести капитальный ремонт имущества, суд не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круг лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно капитальным ремонтом собственником своего имущества.
Соответствующие нормы материального права судом не приведены.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).
Возлагая на собственника имущества обязанность произвести именно капитальный ремонт здания, а также устанавливая сроки его выполнения, суд в нарушение приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суд Российской Федерации не обсудил и не выяснил объемы работ и затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда, а также не выяснил, является ли решение исполнимым.
В нарушение процессуальных норм права, судами не обсуждался вопрос о соответствии планируемых работ строительным и иным нормам. В решении суда не приведены доказательства, с достоверностью подтверждающие выводы суда, изложенные в резолютивной части. Вопрос о проведении по делу судебной экспертизы, учитывая, что вопросы, касающиеся состояния строительных конструкций зданий, о наличие угрозы для жизни или здоровья людей, требуют специальных познаний в области строительства, судом на обсуждение не ставился.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о необходимости проведения капитального ремонта здания многоквартирного дома и перечне работ не подтверждены допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами, то есть судами нарушены нормы процессуального права, в том числе, ст. 67 ГПК РФ.
Исходя из изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем находит нужным отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 марта 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 марта 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.