Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю, Зайцевой Е.Н, с участием прокурора Козлицкой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 17RS0017-01-2020-004205-93 по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва к Дандару Ал.Д, Дандар О.В, Дандару Д.А, Дандару Ай-Мергену Дандару Д.А. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, встречному иску Дандара А.Д. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва о признании права владения и пользования квартирой на условиях договора социального найма по кассационной жалобе Дандара А.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 02 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения Дандару Ал.Д, Дандар О.В, представителя Дандару Ал.Д, Дандар О.В. - адвоката Ортаат С.К, заключение прокурора Козлицкой О.С, полагавшей, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Дандару Ал.Д, Дандар О.В, Дандару Д.А, Дандару Ал.Д.-М.А. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В обоснование требований истцом указано, что Дандару Ал.Д. в 2008 г. начал свою трудовую деятельность в органах федеральной противопожарной службы МЧС России по Республике Тыва. Жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ ему распределена служебная "адрес" служебном жилом доме по адресу: "адрес"Б, площадью 78, 3 кв.м. Совместно с нанимателем в служебную квартиру были вселены члены семьи: супруга - Дандар О.В, сыновья Дандару Д.А. и Дандару Ал.Д.-М.А.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) указанная квартира является служебной, закреплена на праве оперативного управления за истцом.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением и Дандару Ал.Д. заключен договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда для временного проживания. В соответствии с пунктом 5 указанный договор заключался на время трудовых отношений. Согласно пункту 17 договора найма служебного жилого помещения - договор прекращается в связи с истечением срока действия служебного контракта или его расторжением.
Дандару Ал.Д. уволен со службы на в органах МЧС России приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-НС по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику вручено уведомление об освобождении служебной квартиры до ДД.ММ.ГГГГ Однако до настоящего времени ответчики служебное жилое помещение не освободили.
Во встречном исковом заявлении к Управлению Дандару Ал.Д. просит признать право владения и пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма. В обоснование встречного иска указано, что первый договор найма жилого помещения заключен ДД.ММ.ГГГГ за N, на основании распоряжения N ТУ Росимущества по Республике Тыва. При этом спорная квартира, находящаяся по адресу: "адрес"Б, "адрес", лишь ДД.ММ.ГГГГ была передана в оперативное управление ГУ МЧС России по Республике Тыва и отнесена к специализированному жилищному фонду, в то время как её распределение ответчику произведено ещё в 2009 г.
Кроме того, на момент отнесения специализированного служебного жилья отсутствовали сведения в ЕГРН об отнесении спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям. В связи с чем отнесение квартиры к служебному жилью после заселения истца по встречному иску с членами семьи является незаконным, квартира фактически предоставлена по договору социального найма.
Суды также не учли, что в силу статьи 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", (которое распространяется на работников и сотрудников федеральной противопожарной службы) сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 10 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу чего Дандару Ал.Д, уволенный со службы и имеющий выслугу в органах более 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 июля 2021 г. (с учетом определения об исправлении описки от 19 июля 2021 г.) первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано. Дандару Ал.Д, Дандар О.В, Дандару Д.А, Дандару Ал.Д.-М.А. выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"Б, "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 02 марта 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дандару Ал.Д. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, изложенные во встречном исковом заявлении, автор жалобы настаивает на предоставлении ему спорного жилого помещения на условиях социального найма, а также наличии установленных гарантий, препятствующих его выселению из занимаемого жилья без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании Дандару Ал.Д, Дандар О.В. и их представитель - адвокат Ортаат С.К. доводы кассационной жалобы поддержали. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N Управлением архитектуры и градостроительства Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва на 48 квартирный жилой дом ГУ МЧС России по Республике Тыва, расположенный по адресу: "адрес"Б.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" трехкомнатная квартира общей площадью 78, 3 кв.м, расположенная по адресу: "адрес"Б, "адрес" включена в специализированный жилищный фонд с отнесением данной квартиры к числу служебных.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственником квартиры по адресу: "адрес"Б, "адрес", является Российская Федерация; указанное имущество находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Республике Тыва.
Приказом Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N-НС Дандару Ал.Д. назначен водителем 2 класса пожарной части технической службы Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Тыва.
В связи с организационно штатными мероприятиями Дандару Ал.Д. переведен водителем 1 класса пожарной части Отряда Государственной противопожарной службы по охране "адрес" учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Тыва" приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-НС.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Дандару Ал.Д. была распределена 3-х комнатная служебная "адрес" общей площадью 78, 3 кв.м, в жилом доме по адресу: "адрес"Б.
ДД.ММ.ГГГГ с Дандару Ал.Д. был заключен контракт о службе в противопожарной службе сроком до ДД.ММ.ГГГГ
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-НС с Дандару Ал.Д. продлен срок контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до достижения предельного возраста.
ДД.ММ.ГГГГ с Дандару Ал.Д. заключен контракт о службе в ФПС ГПК сверх предельного возраста пребывания до ДД.ММ.ГГГГ
По договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ Управление (наймодатель) передало в пользование служебное жилое помещение Дандару Ал.Д. (наниматель) спорную квартиру для временного проживания, на время прохождения службы в учреждениях МЧС России на территории г. Кызыла. Совместно с нанимателем в служебное жилое помещение вселяются члены его семьи: супруга Дандар О.В, сын Дандару Д.А, сын Дандару Ал.Д.-М.А.
Согласно пункту 17 указанного договора он прекращается в связи с истечением срока действия служебного контракта или его расторжением. В соответствии с пунктом 18 в случае расторжения или прекращения настоящего договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить служебное жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ N-НС старший прапорщик внутренней службы Дандару Ал.Д. уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе
Письмом начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ Дандару Ал.Д. уведомлен о расторжении договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с увольнением, ему предложено в добровольном порядке освободить спорное жилое помещение.
На основании части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1, далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Из содержания приведенных норм в их системном единстве усматривается, что истечение или расторжение служебного контракта с лицом, проходящим службу в органах федеральной противопожарной службы влечен прекращение договора найма специализированного жилого помещения. В этом случае наниматель обязан освободить занимаемое им служебное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения. Аналогичные условия содержит и договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные сторонами спора.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что спорное жилое помещение было предоставлено Дандару Ал.Д. на период прохождения службы в органах федеральной противопожарной службы. При этом до принятия решения о предоставлении спорной квартиры ответчику уполномоченным на то органом государственной власти был определен её правовой режим - служебное жилое помещение. Само же по себе внесение сведений об особенностях правового режима данного недвижимого имущества в ЕГРН после вселения ответчиков в спорную квартиру существующий правовой режим не изменяет, поскольку действующее жилищное законодательство не связывает момент установления правового режима специализированных жилых помещений с датой внесения соответствующих сведений в реестр.
Одновременно судами учтено, что Дандару Ал.Д. на момент предоставления вышеуказанной квартиры было известно, что за жилое помещение ему предоставляется, на каких условиях, каковы порядок, условия и сроки пользования данным жильём. При этом каких-либо допустимых и достоверных доказательств предоставления спорной квартиры на условиях социального найма ответчик вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ не представил.
Отвергая ссылки Дандару Ал.Д. на положения статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение), суды отметили, что указанный нормативный акт распространял своё действие на сотрудников органов федеральной противопожарной службы в соответствии с Приказом МЧС России от 03 ноября 2011 г. N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Инструкция).
Однако Приказом МЧС России от 27 марта 2019 г. N 173 "О признании утратившими силу приказов МЧС России от 03 ноября 2011 г. N 668, от 11 ноября 2009 г. N 626 и от 06 декабря 2012 г. N 741" Инструкция признана утратившей силу.
Таким образом, к моменту прекращения служебных отношений между Управлением и Дандаровым А.Д. объем его прав и гарантий в отношении занимаемого служебного жилого помещения определялся лишь положениями Правил, которые, в свою очередь, не предусматривают для лиц, уволенных со службы в органах федеральной противопожарной службы, права на безвозмездное закрепление жилых помещений. В силу чего ссылки подателя жалобы на утративший юридическую силу нормативный акт не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены по сути верных судебных постановлений.
В силу чего выводы судов первой и второй инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией республиканского суда допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, были предметом рассмотрения и оценки, не содержат оснований к отмене постановленных судебных актов, а повторяют правовую позицию ответчика и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 02 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дандара А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.