Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М. В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-16/2022 (УИД 55RS0038-01-2021-001230-84) по иску прокурора Черлакского района в интересах Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области к Казарчуку А.В. о признании недействительными распоряжений главы Черлакского городского поселения в части установления премии, взыскании полученных премиальных выплат в сумме 146640 рублей, по кассационной жалобе Казарчук А.В. на решение Черлакского районного суда Омской области от 12 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области к Казачуку А.В, Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области о признании недействительными распоряжений, взыскании полученных премиальных выплат.
В обоснование заявленных требований Прокурор Черлакского района Омской области указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что решением Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018 г..N утверждено Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения. Как следует из пункта 9 Положения, главе могут быть выплачены премии за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Выплата премий главе производится на основании распоряжения администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается размер премии. В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 18 Устава Черлакского городского поселения, вопросы, связанные с определением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава сельского поселения. Поскольку указанная премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы поселения представительным органом муниципального образования Советом Черлакского городского поселения, принятие решения о поощрении главы Черлакского городского поселения относится к компетенции представительного органа.
Кроме того, из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г..N273-ФЗ "О противодействии коррупции" следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение главы сельского поселения полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы противоречит его полномочиям и выходит за их пределы.
Прокурор Черлакского района Омской области просил суд признать недействительными распоряжения главы Черлакского городского поселения N-к от 28 января 2019 г, N-к от 16 апреля 2019 г, N-к от 15 апреля 2020г. в части установления премии главе администрации Казачуку А.В, взыскать с ответчика в бюджет Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области полученные премиальные выплаты в общей сумме 146640 рублей.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 12 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Признаны недействительными распоряжения главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области N-к от 28 января 2019 г, N-к от 16 апреля 2019 г, N-к от 15 апреля 2020 г. в части установления премии главе администрации Казачуку А.В.
С Казачука А.В. в бюджет Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области взысканы полученные премиальные выплаты в общей сумме 146640 рублей.
С Казачука А.В. взыскана государственная пошлина в размере 4133 руб. в бюджет Черлакского муниципального района Омской области.
В кассационной жалобе Казачук А.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Так, в целях исполнения своих полномочий 26 апреля 2018 г. депутатами Совета Черлакского городского поселения было утверждено Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения (далее - Положение), путем принятия решения N 16. Данным Положением определен размер, условия и порядок выплаты вознаграждения главы Черлакского городского поселения. Согласно содержания указанного Положения денежное вознаграждение главы состоит из: ежемесячного должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за почетное звание Российской Федерации, Омской области, муниципального района, муниципального образования; ежемесячной надбавки к должностному окладу за ученую степень доктора наук, кандидата наук; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальной помощи; премии.
Пунктами 9, 12 Положения предусмотрено, что Главе может выплачиваться премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения, премии максимальным размером не ограничиваются и выплачиваются в пределах фонда оплаты труда Главы Черлакского городского поселения, предусмотренного в бюджете на текущий год. Выплата премий Главе производится на основании распоряжения Администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается ее размер, размер премии за выполнение особо важных и сложных служебных заданий устанавливается в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного в смете расходов Администрации Черлакского городского поселения, и максимальным размером не ограничиваются.
По мнению заявителя, утвердив указанное Положение представительный орган своим решением наделил Администрацию Черлакского городского поселения правом принимать решение о премировании главы, путем издания соответствующего распоряжения.
Депутатами Совета Черлакского городского поселения самостоятельно, без участия Казачука А.В, было принято решение о принятии Положения о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения. Казачук А.В, являясь главой Черлакского городского поселения, никогда не возглавлял представительный орган (Совет Черлакского городского поселения).
Заявитель также полагает, что суды не приняли во внимание и не дали надлежащей оценки доводам его представителя, который заявлял, что распоряжения о выплате премий изданы законно, на основании утвержденного в установленном порядке Положения о денежном вознаграждении главы, до 2021 года прокуратура Черлакского района мер прокурорского реагирования не принимала, и в настоящее время срок давности обжалования положения о денежном вознаграждении истек.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Омской области принесены письменные возражения, в которых просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчик Казачук А.В, представитель ответчика Администрации Черлакского городского поселения, представитель Совета Черлакского городского поселения, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Совета Черлакского городского поселения от 30 декабря 2015 г. N Казачук А.В. утвержден избранным на должность главы Черлакского городского поселения.
Решением Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018г. N утверждено Положение о денежном вознаграждении Главы Черлакского городского поселения (далее ? Положение о денежном вознаграждении главы), в силу пункта 9 которого главе может выплачиваться премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Премии максимальным размером не ограничиваются и выплачиваются в пределах фонда оплаты труда главы Черлакского городского поселения, предусмотренного в бюджете на текущий год. Выплата премий главе производится на основании распоряжения Администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается её размер.
Распоряжениями главы Черлакского городского поселения N от 28 января 2019 г, N-к от 12 апреля 2019 г. и N-к от 15 апреля 2020 г. премированы работники администрации Черлакского городского поселения, в том числе глава Черлакского городского поселения Казачук А.В. в размере 36 660 рублей, 36 660 рублей и 73 320 рублей соответственно.
30 июня 2021 г. прокурором Черлакского района Омской области на решение Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018 г. N об утверждении Положения о денежном вознаграждении Главы Черлакского городского поселения в адрес данного органа местного самоуправления принесен протест, в том числе в части положений, закрепленных пунктом 9.
Решением Совета Черлакского городского поселения от 24 августа 2021г. N в решение Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018 г. N внесены изменения. Пункт 9 Положения изложен в новой редакции: "Главе может выплачиваться премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Размер премии не может превышать двух должностных окладов и выплачивается в пределах фонда оплаты труда Главы Черлакского городского поселения, предусмотренного в бюджете на текущий год. Выплата премии Главе производится на основании решения Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области".
Полагая, что поскольку вопросы, связанные с определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае, к компетенции Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава поселения, издание главой Черлакского городского поселения распоряжений о премировании самого себя, противоречит действующему законодательству, прокурор Черлакского района Омской области обратился с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Черлакского района Омской области о признании недействительными распоряжений главы Черлакского городского поселения N-к от 28 января 2019 г, N-к от 16 апреля 2019 г, N-к от 15 апреля 2020 г. в части установления премии главе городского поселения и взыскании полученных премиальных выплат, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку глава муниципального образования избирается Советом Черлакского городского поселения, подконтролен ему, то именно Совет Черлакского городского поселения полномочен принимать решения о премировании главы Черлакского городского поселения. Ввиду того, что уполномоченным органом ? Советом Черлакского городского поселения решения о премировании главы муниципального образования за 2019-2020 годы не издавались, распоряжения главы Черлакского городского поселения о премировании главы изданы неуполномоченным лицом.
Установив, что за 2019-2020 годы Казачуком А.В. незаконно в качестве премий получены денежные средства в размере 146640 рублей, суд первой инстанции взыскал с Казачука А.В. в бюджет Черлакского городского поселения указанные денежные средства в качестве неосновательного обогащения, применив положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 апреля 2022 г. решение Черлакского районного суда Омской области от 12 января 2022 г, оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ? Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся вопросы: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно части 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. (п. п. 5, 5.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ)
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Черлакском городском поселении определены Уставом Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, принятым решением Совета Черлакского городского поселения от 25 ноября 2005 г. N (далее - Устав).
В соответствии со статьей 16 Устава структуру органов местного самоуправления Черлакского городского поселения составляют: Совет Черлакского городского поселения; глава Черлакского городского поселения; местная администрация Черлакского городского поселения.
К исключительной компетенции Совета Черлакского городского поселения, в том числе, отнесено: утверждение бюджета Черлакского городского поселения на очередной финансовый год и утверждение отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Черлакского городского поселения; определение порядка материально-технического организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Черлакского городского поселения; контроль за исполнением органами местного самоуправления Черлакского городского поселения и должностными лицами местного самоуправления Черлакского городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения.
Совет Черлакского городского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы Черлакского городского поселения о результатах его деятельности, в том числе, о решении вопросов, поставленных Советом Черлакского городского поселения (статья 18 Устава).
Статьей 26 Устава предусмотрено, что глава Черлакского городского поселения является высшим должностным лицом Черлакского городского поселения.
Глава Черлакского городского поселения избирается представительным органом Черлакского городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию Черлакского городского поселения.
Полномочия главы Черлакского городского поселения закреплены в статье 27 Устава.
Так, глава Черлакского городского поселения представляет Черлакское городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Черлакского городского поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; представляет Совету Черлакского городского поселения ежегодный отчет о положении дел в Черлакском городском поселении; представляет Совету Черлакского городского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Черлакского городского поселения.
Таким образом, Устав Черлакского городского поселения не содержит положений о возможности принятия главой муниципального образования решений о выплате самому себе премий, даже если такое премирование производится в пределах фонда оплаты труда.
Как верно указано судами в судебных постановлениях, премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы Черлакского городского поселения, которая в соответствии с частью 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ, части 3 статьи 18 Устава входит в компетенцию представительного органа муниципального образования ? Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава Черлакского городского поселения.
Вопреки доводам жалобы, правовой статус главы Черлакского городского поселения, установленный Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ и Уставом не может быть изменен решением Совета Черлакского городского поселения, в том числе от 26 апреля 2018 г. N "О денежном вознаграждении Главы Черлакского городского поселения".
С учетом изложенного, судами сделан правильный вывод о том, что распоряжения о премировании главы Черлакского городского поселения изданы неуполномоченным лицом, в связи с чем, являются недействительными.
Что касается принятого судами решения о взыскании с Казачука А.В. премиальных выплат в сумме 146640 рублей, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Давая оценку обстоятельствам получения Казачуком А.В. спорных премиальных выплат, суды правомерно пришли к выводу о наличии недобросовестности со стороны истца.
Так, то обстоятельство, что при издании распоряжений о премировании глава района возложил оценку вклада руководителя района на себя лично, не согласуется с требованиями закона.
Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Таким образом, как верно отмечено судами, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Указанное обстоятельство свидетельствует о недобросовестности Казачука А.В. при получении им спорных премиальных выплат.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив положения статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу местного бюджета суммы неосновательного обогащения.
Ошибочное указание судом первой инстанции на то, что Глава Черлакского городского поселения возглавляет представительный орган муниципального образования ? Совет Черлакского городского поселения, не привело к принятию по делу неправильного решения, данное обстоятельство не является основанием к отмене или изменению обжалуемого решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черлакского районного суда Омской области от 12 января 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Казарчук А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.