Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3304/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-004323-84) по иску Сергеева Владимира Алексеевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Сергеева Владимира Алексеевича на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергеев Владимир Алексеевич (далее - Сергеев В.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указывал на то, что Сергеев В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 21 декабря 2020 г. N 3342 Сергееву В.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж Сергеева В.А. пенсионным органом не были включены периоды работы истца электросварщиком ручной сварки с 1 сентября 1992 г. по 28 февраля 1994 г. в ООО "Спектр-М", с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник", с 2 января 1992 г. по 29 августа 1992 г. в Иркутском монтажном управлении треста ВССТМ.
С решением пенсионного органа Сергеев В.А. не согласен.
Сергеев В.А. просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 21 декабря 2020 г. N 3342; обязать ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы электросварщиком ручной сварки с 1 сентября 1992 г. по 28 февраля 1994 г. в ООО "Спектр-М", с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник", с 2 января 1992 г. по 29 августа 1992 г. в Иркутском монтажном управлении треста ВССТМ; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию с момента возникновения права на досрочное назначение пенсии.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 4 августа 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 его правопреемником Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области).
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 17 ноября 2021 г. исковые требования Сергеева В.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 17 ноября 2021 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Сергеева В.А. о признании незаконным решения ОПФР по Иркутской области от 21 декабря 2020 г. N 3342 в части отказа во включении в специальный стаж Сергеева В.А. периодов работы электросварщиком ручной сварки с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник", возложении обязанности включить в специальный стаж Сергеева В.А. периоды работы электросварщиком ручной сварки с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник". Принято по делу в данной части новое решение. Исковые требования Сергеева В.А. в части отказа во включении в специальный стаж Сергеева В.А. периодов работы электросварщиком ручной сварки с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник", возложении обязанности включить в специальный стаж Сергеева В.А. периоды работы электросварщиком ручной сварки с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "АльфаМ", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник" удовлетворены. Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 21 декабря 2020 г. N 3342 в части отказа во включении в специальный стаж Сергеева В.А. периодов работы электросварщиком ручной сварки с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник". На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в специальный стаж Сергеева В.А. периоды работы электросварщиком ручной сварки с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сергеев В.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В кассационной жалобе ОПФР по Иркутской области просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сергеев В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 21 декабря 2020 г. N 3342 Сергееву В.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж Сергеева В.А. пенсионным органом не были включены периоды работы истца электросварщиком ручной сварки с 1 сентября 1992 г. по 28 февраля 1994 г. в ООО "Спектр-М", с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник", с 2 января 1992 г. по 29 августа 1992 г. в Иркутском монтажном управлении треста ВССТМ.
Судом первой инстанции установлено, что 1 апреля 1988 г. Сергеев В.А. был принят переводом монтажником 3 разряда во Второе Иркутское монтажное управление тр. "Востоксибсантехмонтаж"; 3 сентября 1990 г. на основании приказа N 181 переименовано в Иркутское монтажное управление треста ВССТМ; 1 декабря 1990 г. переведён эл.сварщиком 4 разряда; 29 августа 1992 г. уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР (собственное желание); 1 сентября 1992 г. Сергеев В.А. принят на Предприятие "Спектр-М" на должность электросварщика; 28 февраля 1994 г. уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию); 1 марта 1994 г. принят в ТОО "Альфа-М" на должность сварщика 4 разряда; 17 марта 1999 г. уволен по собственному желанию; 1 апреля 1999 г. принят в ООО "Сантехник" на должность сварщика 5 разряда; 10 марта 2000 г. уволен по собственному желанию.
Согласно архивной справке N С-6160 от 30 ноября 2020 г. ОГКУ ГАДЛСИО, в документах архивного фонда Федерального государственного унитарного предприятия треста "Востоксибсантехмонтаж" (до 1993г. - трест "Востоксибсантехмонтаж") за 1988-1992 гг. имеются следующие сведения о трудовом стаже Сергеева В.А. 1 апреля 1988 г. - принят ИМУ-2 тр. ВССТМ уч.3 монтажник с/с 3 разряда (приказ от 1 апреля 1988 г. N 1); с 5 мая 1988 г. - монтажнику сантехсистем 3 раз. Бригады участка N 3 присвоить 4 разряд монтажника сантехсистем (так в документе) (приказ начальника управления от 5 мая 1988 г. N 77-к); с 1 декабря 1990 г. - переведен участок N 5 эл.св.4 разряда (так в документе) (приказ руководителя ИМУ ВССТМ от 4 декабря 1990 г. N 415-к); 29 августа 1992 г. - уволен эл.свар. 4 р. Участка N 2 (приказ руководителя ИМУ ВССТМ от 29 августа 1992 г. N 165) (так в документе). Сокращения в архивной справке даны в соответствии с их употреблением в тексте документов.
Согласно приказу о приеме на работу N 14-к от 1 марта 1994 г. Сергеев В.А. принят на работу в организацию ТОО "Альфа-М" на должность электросварщика ручной дуговой сварки на постоянной основе с окладом в 850 рублей с испытательным сроком в один месяц.
В соответствии с приказом о приеме на работу N 05 от 1 апреля 1999 г. Сергеев В.А. принят на работу в организацию ООО "Сантехник" на должность электросварщика ручной дуговой сварки на постоянной основе с окладом в 160 рублей с испытательным сроком в один месяц.
Согласно ответу на судебный запрос ОГКУ "ГАИО" от 21 сентября 2021 г. документы по личному составу в отношении Сергеева В.А. на хранение не поступали. Сведениями о месте нахождения документов ООО "Спектр-М", ООО "Альфа-М", ООО "Сантехник" не располагает.
Согласно ответу на судебный запрос ОГКУ "ГАДЛСИО" N С-5250 от 30 сентября 2021 г. документы по личному составу работников ООО "Спектр-М", ООО "Альфа-М", ООО "Сантехник" на хранение в архив не поступали.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования - 9 сентября 1998 г. Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что периоды работы истца с 1 декабря 1990 г. по 29 августа 1992 г. в ИМУ ВССТМ, с 1 сентября 1992 г. по 28 февраля 1994 г. Предприятие "Спектр-М", с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ТОО "Альфа-М" проставлены без указания кода льготы особых условий труда. Период работы истца с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник" отсутствует.
В ответ на судебный запрос МИФНС России N 17 по Иркутской области были предоставлены следующие документы: копия Устава ООО "Альфа-М", копия учредительного договора ООО "Альфа-М", копия свидетельства о государственной регистрации ООО "Альфа-М", копия Устава ООО "Спектр-М", копия учредительного договора ООО "Спектр-М", копия свидетельства о государственной регистрации ООО "Спектр-М".
Отказывая в удовлетворении иска о включении в специальный стаж истца периодов работы электросварщиком ручной сварки с 1 сентября 1992 г. по 28 февраля 1994 г. в ООО "Спектр-М", с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник", с 2 января 1992 г. по 29 августа 1992 г. в Иркутском монтажном управлении треста ВССТМ, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств занятости истца в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком N 2.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник".
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела приказов о приеме истца на работу N 14-к от 1 марта 1994 г, N 05 от 1 апреля 1999 г. следует, что Сергеев В.А. 1 марта 1994 г. принят на работу в ТОО "Альфа-М" на должность электросварщика ручной дуговой сварки на постоянной основе; 1 апреля 1999 г. Сергеев В.А. принят на работу в ООО "Сантехник" на должность электросварщика ручной дуговой сварки на постоянной основе.
Должность электросварщика ручной сварки предусмотрена Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Характер выполняемой Сергеевым В.А. работы в период с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник", факт постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, подтверждаются данными документами.
В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются, Список N 2, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе XXXII "Общие профессии" поименованы должности "Газосварщики и их подручные", "Сварщики аргонной и атомно-водородной сварки", "Электросварщики и их подручные".
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (раздел XXXIII "Общие профессии"), утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Таким образом, Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, не предусматривалось ограничения газосварщиков и электросварщиков для включения их работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии каких-либо условий работ по сварке, в том числе, по степени механизации их работы (ручная, полуавтоматическая и автоматическая), соответственно до 1 января 1992 г. работа в качестве газосварщика и электросварщика может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, а после 1 января 1992 г. работа по данной профессии может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на определенных видах сварочных работ.
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-27/7017 от 2 августа 2000 г. "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела XXXIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Согласно ЕТКС тарифно-квалификационные характеристики работ "электросварщика ручной сварки" и "электрогазосварщика" практически идентичны, отличие заключается в том, что "электрогазосварщик" проводит работы на ручной дуговой электросварке, работы с применением газосварки (выпуск 2).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктами 4, 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Между тем, суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник" по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Делая вывод о том, что работа с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в ООО "Сантехник" соответствует работе, предусмотренной Списком N 2, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции исходил только из приказов о приеме на работу N 14-к от 1 марта 1994 г, N 05 от 1 апреля 1999 г, из содержания которых следует, что Сергеев В.А. 1 марта 1994 г. принят на работу в ТОО "Альфа-М" на должность электросварщика ручной дуговой сварки на постоянной основе; 1 апреля 1999 г. Сергеев В.А. принят на работу в ООО "Сантехник" на должность электросварщика ручной дуговой сварки на постоянной основе.
Однако данные приказы либо иные документы не содержат сведений о выполнении истцом работы полный рабочий день. Указание на принятие на работу на постоянной основе не свидетельствует о выполнении нормы работы не менее 80 процентов рабочего времени.
Кроме того, в период работы с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. истец был зарегистрирован в системе персонифицированного учета 9 сентября 1998 г, однако отметки о льготном характере работы не имеется.
Период работы с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г. в лицевом счете застрахованного лица вообще отсутствует.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 1 марта 1994 г. по 17 марта 1999 г. в ООО "Альфа-М", с 1 апреля 1999 г. по 10 марта 2000 г, а потому апелляционное определение в части отмены решения суда первой инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 1 сентября 1992 г. по 28 февраля 1994 г. в ООО "Спектр-М", с 2 января 1992 г. по 29 августа 1992 г.
Представленные документы не содержат сведений о том, что работа истца электрогазосварщиком/газоэлектросварщиком в спорные периоды была связана именно с работой на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, как это предусмотрено Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда от 26 января 1991 г. N 10.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, лишь подтверждают факт работы истца в спорные периоды с 1 сентября 1992 г. по 28 февраля 1994 г. в ООО "Спектр-М", с 2 января 1992 г. по 29 августа 1992 г. электрогазосварщиком/газоэлектросварщиком и не содержат сведений относительно вида сварки, а также относительно занятости истца на работах по ручной сварке в течение полного рабочего дня, в то время как основанием включения в специальный стаж периодов работы для досрочного назначения пенсии является именно характер ее выполнения в определенных условиях, который в данном случае документально не подтвержден.
В связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, требуемого для досрочного назначения страховой пенсии, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по ее назначению истцу.
Таким образом, апелляционное определение подлежит отмене в той части, в которой отменено решение суда первой инстанции с оставлением без изменения решения суда первой инстанции. В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определением подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. в той части, в которой отменено решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 17 ноября 2021 г, отменить, в отмененной части оставить в силе решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 17 ноября 2021 г.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.