Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1632/2021 (УИД 55RS0003-01-2021-002129-18) по иску Бондаренко Сергея Петровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, возложении обязанности, по кассационной жалобе Бондаренко Сергея Петровича на решение Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 17 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бондаренко Сергей Петрович (далее - Бондаренко С.П, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указывал на то, что Бондаренко С.П. 22 сентября 2020 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска от 28 декабря 2020 г. N529811/20 Бондаренко С.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием специального стажа.
При этом в специальный стаж Бондаренко С.П. пенсионным органом не включен период работы каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. и каменщиком в АОЗТ "Оша" с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г.
Бондаренко С.П. находит решение пенсионного органа незаконным.
Бондаренко С.П. просил суд возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж периоды работы каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. и каменщиком в АОЗТ "Оша" с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г.; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 22 сентября 2020 г.; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 29 марта 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: АО "Омский электромеханический завод" (АО "Сибирские приборы и системы"), ООО "ОША" (конкурсный управляющий Вайсберг Александр Петрович).
Решением Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 17 августа 2021 г. исковые требования Бондаренко С.П. удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска возложена обязанность включить в специальный стаж Бондаренко С.П. период работы с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. в должности каменщика в бригаде каменщиков в СМУ-53 производственного объединения "Электромеханический завод". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска в пользу Бондаренко С.П. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины взыскано 300 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 ноября 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 17 августа 2021 г. отменено в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска обязанности включить в специальный стаж Бондаренко С.П. период работы с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. в должности каменщика в бригаде каменщиков в СМУ-53 Производственного объединения "Электромеханический завод", взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины. Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бондаренко С.П. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бондаренко С.П. 22 сентября 2020 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска от 28 декабря 2020 г. N529811/20 Бондаренко С.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием специального стажа.
При этом в специальный стаж Бондаренко С.П. пенсионным органом не включен период работы каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. и каменщиком в АОЗТ "Оша" с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г, так как документами не подтверждено необходимое условие - выполнение работы каменщика в бригаде каменщиков либо в специализированных звеньях комплексных бригад.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Бондаренко С.П. о включении в его специальный стаж периода работы каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г, суд первой инстанции исходил из того, что характер работы Бондаренко С.П. связан с тяжелыми условиями труда в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков, период его работы ПО "Электромеханический завод" подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. В связи с чем суд первой инстанции возложил на орган пенсионного обеспечения обязанность включить в специальный стаж истца период его работы в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г.
В остальной части оснований для удовлетворения исковых требований Бондаренко С.П. о включении в его специальный стаж периода работы каменщиком в АОЗТ "ОША" с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г. суд первой инстанции не усмотрел в отсутствие доказательств характера работы истца в составе бригады каменщиков.
С выводами суда первой инстанции в части отсутствия оснований для включения в специальный стаж истца периода работы в АОЗТ "ОША" с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г. суд апелляционной инстанции согласился.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению департамента недвижимости городской регистрационной палаты Администрации г. Омска N 2068 от 1 июля 1996 г. зарегистрировано ЗАО "ОША", образованное путем преобразования АОЗТ "ОША"; согласно постановлению департамента недвижимости городской регистрационной палаты Администрации г. Омска N 179 от 23 января 1998 г. зарегистрировано ООО "ОША", образованное путем преобразования ЗАО "ОША".
Согласно записям трудовой книжки истца 15 августа 1995 г. Бондаренко С.П. принят на работу каменщиком в АОЗТ "ОША", 2 февраля 1998 г. уволен в порядке перевода в ТООФ "Исток".
Трудовая книжка указание на работу истца в АОЗТ "ОША" в составе бригады каменщиков не содержит.
По сообщению БУ ОО "Исторический архив Омской области" ООО "ОША" (АОЗТ "ОША") на хранение в архив не поступали, в связи с чем предоставить сведения о работе в отношении Бондаренко С.П. не представляется возможным.
Иные документы, содержащие сведения о характере работы в период с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г. истцом Бондаренко С.П. предоставлены не были.
В данной связи, в отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств осуществления истцом работы в составе бригады каменщиков или специализированного звена каменщиков, суд первой инстанции посчитал недостаточным для удовлетворения заявленных истцом требований указание в справке конкурсного управляющего ООО "ОША" от 17 марта 2021 г. о том, что истец работал каменщиком с 15 августа 1995 г. в бригаде, поскольку в отсутствие в распоряжении конкурсного управляющего ООО "ОША" первичных документов, свидетельствующих об осуществлении истцом работы в составе бригады каменщиков, оснований для указания в выданной справке сведений о работе Бондаренко С.П. в бригаде каменщиком не имелось.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г.
При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что в системе обязательного пенсионного страхования истец Бондаренко С.П. зарегистрирован 30 ноября 1999 г, следовательно данный период проходил до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.
Согласно трудовой книжке 1 января 1987 г. Бондаренко С.П. переведен каменщиком 3 разряда с/к в СМУ-53, 3 мая 1988 г. истцу присвоен 4 разряд каменщика СМУ-53, 1 июня 1991 г. уволен в порядке перевода в МГП "Рубин-5".
Согласно справке N 1.16/116 от 19 мая 2021 г, выданной АО "Сибирские приборы и системы", Бондаренко С.П. был принят на предприятие "Омский электромеханический завод" 6 августа 1981 г. фрезеровщиком 2 разряда в цех 56, 1 января 1987 г. был переведен каменщиком 3 разряда в СМУ-53, уволен 1 июня 1991 г. с должности каменщика 4 разряда СМУ-53 в порядке перевода в МГП "Рубин 5". Также указано, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих работу каменщиков в бригаде каменщиков или в специализированных звеньях комплексных бригад, выдать справку, подтверждающую особые условия труда, не представляется возможным.
Согласно сведениям приказов ПО "Омский электромеханический завод" в соответствии с решениями цеховых и заводских квалификационных комиссий присваивались разряды ряду каменщиков, среди которых значится истец.
Приказом ПО "Омский электромеханический завод" N 192 к в связи с организацией малого предприятия переводился ряд сотрудников, занимающих должность каменщиков, а также ряд работников других строительных специальностей. В указанном приказе в качестве работника занимающего должность каменщика 4 разряда значится Бондаренко С.П.
Справкой от 19 мая 2021 г. N 300/113 АО "Сибирские приборы и системы" подтвердило факт получения истцом заработной платы в период с 1987 г. по 1991 г, ее размер за указанный период.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что период работы истца каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. не может быть включен в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку отсутствуют доказательства участия истца в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов в качестве каменщика в составе бригады каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексных бригад в указанный период работы.
Указание суда первой инстанции на то, что вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда г. Омска от 7 декабря 2012 г. по исковому заявлению Плотникова В.И, от 22 июля 2015 г. по исковому заявлению Погарского Г.Н, от 19 сентября 2014 г. по исковому заявлению Тополяна С.А, от 6 сентября 2018 г. по исковому заявлению Середы В.Ф. установлен факт того, что каменщики ПО "Омский электромеханический завод" работали в постоянно действующей бригаде каменщиков строительно-монтажного участка, что в свою очередь указывает на характер выполняемой Бондаренко С.П. работы, суд апелляционной инстанции признал не соответствующим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Выводы, содержащиеся указанных в решениях, основаны на исследовании и оценке конкретных обстоятельств и доказательств, и не являются преюдицией при рассмотрении пенсионного спора другого работника.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ни один из имеющихся в материалах дела документов не свидетельствует о работе истца в период с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков либо в специализированном звене каменщиков комплексной бригады.
В связи с чем, решение суда первой инстанции в данной части отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, каменщики не поименованы.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", позиция 2290000а-12680).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Бондаренко С.П. зарегистрирован в системе обязательного страхования в 1999 г.
Поскольку периоды работы Бондаренко С.П. каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. и каменщиком в АОЗТ "Оша" с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г. имели место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, обстоятельством, имеющим юридическое значение, являлось установление фактической занятости истца в качестве каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, а после 1 января 1992 г. также в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периодов работы каменщиком в ПО "Электромеханический завод" с 1 января 1987 г. по 1 июня 1991 г. и каменщиком в АОЗТ "Оша" с 15 августа 1995 г. по 2 февраля 1998 г, суды первой и апелляционной инстанций учли требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств.
Судами не был установлен факт работы истца в указанные периоды в организации, осуществляющей строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений и других объектов, в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, а после 1 января 1992 г. в условиях полной занятости.
Судами выяснялись обстоятельства создания бригады каменщиков и специализированных звеньев каменщиков в данных организациях, что не было установлено.
Судами учтено отсутствие документов, относящихся к оспариваемым периодам работы, на основании которых можно прийти к выводу о работе истца каменщиком в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад в условиях полной занятости (с 1992 г.), в организации, осуществляющей деятельность в области строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации каких-либо объектов и ремонта зданий, сооружений и других объектов, при производстве которых используется коллективный труд каменщиков.
Судами учтено, что в материалы дела не представлены справки, уточняющие льготный характер работы, подтверждающие постоянную занятость истца не менее 80% рабочего времени в должности каменщика в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад после 1 января 1992 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судами правильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы истца о том, что сведения о специальном стаже подтверждены записями в его трудовой книжке, наименование его должности включено в Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, что само по себе свидетельствует о работе в тяжелых условиях труда, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонена ссылка истца на отраженные в табуляграммах сведения о доплатах за руководство бригадой, поскольку данный документ не может подтверждать, что Бондаренко С.П. работал в специализированной бригаде каменщиков, и что такая бригада каменщиков была образована в организации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 17 августа 2021 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаренко Сергея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.