Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-421/2021 (УИД: 22MS0063-01-2021-003567-19) по иску Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Героевой Г.А. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району" о возложении обязанности произвести перерасчет суммы удержанной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Змеиногорский межрайонный прокурор Алтайского края, действующий в интересах Героевой Г.А. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району" (далее - КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району", ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет суммы удержанной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указал, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социального обеспечения граждан категории ветеран труда в деятельности КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району", по результатам которой выявлены нарушения. Установлено, что Героева Г.А. является ветераном труда Алтайского края на основании постановления Администрации Алтайского края от 28 мая 2013 г. N (удостоверение серии АК N). До 7 мая 2020 г. Героева Г.А. зарегистрирована по адресу: "адрес" и получала ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 7 мая 2020 г. Героева Г.А. была снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и проживала в доме, принадлежащем ей на праве собственности по адресу: "адрес", где ей производилась оплата коммунальных услуг. По указанному адресу Героева Г.А. зарегистрирована 1 сентября 2020 г. О вышеуказанных обстоятельствах Героева Г.А. не сообщила в Управление, в связи с чем, протоколом от 9 сентября 2020 г. N с нее удержана компенсация расходов за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г. в размере 2895, 83 руб.
Согласно информации КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" от 18 июня 2021 г. N у Героевой Г.А. отсутствовало право на получение компенсации на основании того, что ею в нарушение установленного законодательством порядка предоставления компенсации, не было своевременно сообщено о снятии с регистрации.
Змеиногорский межрайонный прокурор Алтайского края, действующий в интересах Героевой Г.А. просил суд обязать КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" произвести Героевой Г.А. перерасчет суммы удержанной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 февраля 2022 г, исковое заявление удовлетворено.
На КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" возложена обязанность произвести Героевой Г.А. перерасчет суммы удержанной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г.
В кассационной жалобе представитель КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" просит об отмене решения Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 февраля 2022 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что выводы судов, содержащиеся в решении и апелляционном определении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального права.
Так, при вынесении обжалуемых судебных постановлений не было учтено, что в силу пункта 1 статьи 3 закона Алтайского края от 3 декабря 2004г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", статьи 1 закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N 126 следует, что компенсация ветеранам труда предоставляется в отношении места жительства либо пребывания в конкретном жилом помещении, изменение места жительства является основанием для прекращения предоставления компенсации, а право ветерана труда на компенсацию по новому месту жительства рассматривается вновь с представлением полного пакета документов.
Судами не было принято во внимание заочное решение от 11 марта 2020г. которым установлено, что Героева Г.А. уже на момент вынесения данного решения (март 2020 года) в жилом помещении по адресу: "адрес", не проживала, следовательно, расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному адресу, в отношении которых ей предоставлялась компенсация, также не несла.
При принятии судебных постановлений о возложении на КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" обязанности произвести перерасчет суммы удержанной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за спорный период судами не были применены подлежащие применению нормы пунктов 14 - 16, 27- 29, 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 г. N 126.
Кассатором также указано, что осуществить возврат Героевой Г.А. удержанных управлением сумм компенсации на основании обжалуемых судебных постановлений не представляется возможным, учитывая установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты Алтайского края просит об отмене решения Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 февраля 2022 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель Министерства социальной защиты Алтайского края указывает, что выводы судов, содержащиеся в решении и апелляционном определении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального права. Приводит доводы, аналогичные доводам КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району".
Относительно доводов кассационной жалобы участвующим в деле прокурором Алтайского края принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальный истец Героева Г.А, представитель ответчика КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району", представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края, представитель третьего лица Министерства финансов Алтайского края, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Героева Г.А. является ветераном труда, на основании постановления Администрации Алтайского края от 28 мая 2013 г. N (удостоверение серии АК N) и являлась получателем суммы ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату отопления центрального, электроснабжения, холодного водоснабжения первоначально по адресу: "адрес".
На основании решения КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" от 15 октября 2018 г. о прекращении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с переменой места жительства была прекращена выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес".
Решением КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" от 18 октября 2018г. о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанная компенсация была назначена Героевой Г.А. по адресу: "адрес"
До 7 мая 2020 г. Героева Г.А. была зарегистрирована по адресу: "адрес" получала ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
7 мая 2020 г. Героева Г.А. снята с регистрационного учета по указанному адресу на основании заочного решения Змеиногорского городского суда от 11 марта 2020 г, которым она признана утратившей право пользования указанным жилым помещением.
С 1 сентября 2020 г. Героева Г.А. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Об указанных обстоятельствах Героева Г.А. своевременно не сообщила в КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району", в связи с чем, на основании протокола от 9 сентября 2020 г. N с нее удержана компенсация расходов за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г. в размере 2895, 83 руб.
9 сентября 2020 г. Героева Г.А. обратилась в КГКУ "УСЗН по Змеиногорскому району" с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по новому адресу: "адрес" (электроснабжение, холодное водоснабжение, ТБО, электроотопление, сжиженный газ).
Разрешая спор, по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований, и исходил из того, что несообщение ответчиком сведений о перемене места жительства не повлекло неправомерного получения компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, поскольку право на данную льготу истец не утратила, место жительства изменено в пределах одного муниципального образования в Алтайском крае.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон "О ветеранах").
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Алтайском крае порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация), установленных, кроме прочих, и Федеральным законом "О ветеранах" определяет Закон Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (далее Закон Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС).
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС гражданин, получающий компенсацию, обязан извещать уполномоченный орган об изменениях состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, в течение 14 дней с момента наступления обстоятельств, с представлением соответствующих документов.
На основании п. 1 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС суммы компенсации, излишне выплаченные гражданину по его вине (предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения и размер компенсации, невыполнение требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона), возмещаются гражданином, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N126 утверждены Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае (далее ? Правила).
В силу п. 2 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее ? "компенсация") назначается гражданину (далее ? "льготополучатель") по одному жилому помещению по месту жительства или по месту пребывания.
Как следует из п. п. 2 п. 25 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае предоставление компенсации прекращается в случае утраты права на получение компенсации, в том числе, в связи с изменением места жительства (пребывания); приобретения права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Согласно приведенным нормативным положениям, право ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края, имеющих, в частности, статус ветерана труда, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанным выше нормативным правовым актом, который содержит основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, среди которых снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания) и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также установлена обязанность гражданина получателя мер социальной поддержки в четырнадцатидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования о перемене места жительства и иных обстоятельствах.
Как следует из приведенных норм в их системном единстве и взаимосвязи, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правильному выводу о том, что Героева Г.А, проживая (без регистрации) в "адрес" в доме, принадлежавшем ей на праве собственности, имела право на получение мер социальной поддержки, в том числе за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г, поэтому полученные ею в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги излишне выплаченными, не являются. Подтверждением права на получение мер социальной поддержки по указанному адресу являются в том числе и дальнейшее назначение таковых с сентября 2020 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал действия ответчика по удержанию сумм ежемесячной денежной выплаты в период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г. незаконными и возложил на него обязанность произвести перерасчет денежной выплаты.
Удержание ответчиком Героевой Г.А. полученных ею за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г. сумм ежемесячной денежной компенсации можно расценивать как фактический отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за спорный период, гарантированных ей федеральным законом и нормативными правовыми актами Алтайского края как ветерану труда.
Героева Г.А, проживая по адресу "адрес" несла расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается лицевыми счетами от ресурсоснабжающих организаций.
Ссылки в жалобах на то, что судом не принято в качестве преюдициального заочное решение Змеиногорского городского суда от 20 марта 2020 г, являются несостоятельными.
В соответствии с приведенным законодательством меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются государством, но не ресусо снабжающими организациями, вследствие чего, именно на ответчике лежит обязанность по устранению последствий, связанных с нарушением прав на предоставление таковых. Гражданин не должен нести негативные последствия того, что орган социальной защиты не имеет механизма перерасчета удержанных сумм.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.