Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1476/2021 (УИД: 75RS0027-01-2021-002408-28) по иску Буинцева Владимира Владимировича к администрации городского поселения "Шилкинское", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании действий администрации городского поселения "Шилкинское" незаконным, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Буинцева Владимира Владимировича на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Буинцев Владимир Владимирович (далее - Буинцев В.В, истец) обратился в суд с иском к администрации городского поселения "Шилкинское", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании действий администрации городского поселения "Шилкинское" незаконными, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Буинцев В.В. указал, что он фактически проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", имеет регистрацию по месту жительства, иного жилья в пользовании и собственности не имеет. Вышеуказанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 г. В результате наводнения дом, в котором он проживал, был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения "Шилкинское" о включении истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское", ему отказано в связи с отсутствием права собственности на утраченное жилое помещение. С данным решением истец не согласен, так как оно вынесено с грубейшими нарушениями действующего законодательства, поскольку он фактически зарегистрирован и проживает в указанном доме, фактически является собственником утраченного жилого помещения, иного жилья в собственности не имеет, указанное жилое помещение принадлежит ему на основании договора дарения, полагает, что в данном случае ответчиком не соблюден подп. 3 п. 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, чем грубо нарушены его права, как пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации на получение им положенной ему государством меры социальной поддержки.
Просил суд признать незаконными действия администрации городского поселения "Шилкинское" об отказе во включении его в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. Обязать администрацию городского поселения "Шилкинское" включить истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обратить решение к немедленному исполнению.
Определением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 15 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 февраля 2022 г. исковые требования Буинцева В.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Буинцев В.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Буинцев В.В, представители администрации городского поселения "Шилкинское", Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 11 ноября 2013 г. Буинцев В.В. зарегистрирован по адресу: "адрес", что подтверждается штампом о регистрации в паспорте.
Установлено, что истец Буинцев В.В, ДД.ММ.ГГГГ, приходится сыном Буинцевой Е.И ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из ЕГРП от 21 декабря 2021 г. следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", является Буинцева Е.И.
Согласно выписке из ЕГРП от 21 декабря 2021 г, Буинцева Е.И. также является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Заключением межведомственной комиссии от 8 октября 2021 г. N, составленного на основании акта обследования помещения от 8 октября 2021г. N, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N46, вследствие затопления жилых домов на территории города Шилка в период с 22 июля 2021 г.
Согласно уведомлению главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 14 ноября 2021 г. Буинцеву В.В. отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское" на основании подп.1 п.23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 (несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил) в связи с отсутствием права собственности на жилое помещение на день введения режима чрезвычайной ситуации.
Из ответа администрации городского поселения "Шилкинское" от 23 декабря 2021 г. N вышеуказанное распоряжение, в том числе, принято на том основании, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации собственником жилого помещения по адресу: "адрес" являлась Буинцева Е.И.
Полагая нарушенными свои права на получение социальных выплат, истец обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на момент чрезвычайной ситуации находилось в собственности Буинцевой Е.И. (матери истца), пришел к выводу о том, что Буинцев В.В. не подлежит включению в указанный Список, поскольку не является собственником спорного жилого помещения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее Правила от 16 октября 2019 г. N1327).
Подпунктом "б" пункта 5 указанных Правил от 16 октября 2019 г. N1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Подпунктом "г" пункта 6 Правил от 16 октября 2019 г. N1327 предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками повреждённых жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Указанный в подпункте "г" пункта 6 Правил от 16 октября 2019 г. N1327 перечень граждан продублирован в подпункте 1 пункта 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 201 г.), право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Таким условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края, является, принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отсутствие у граждан другого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, пригодного для проживания.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе, муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением администрации городского поселения "Шилкинское" от 22 июля 2021 г. N 262 введен режим чрезвычайной ситуации на территории городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район".
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021 г. N 266, (с учетом постановлений о внесении изменений от 26 июля 2021 г. N 267, N 270, от 29 июля 2021 г. N 271, от 2 августа 2021 г. N 272, от 7 августа 2021 г. N 278), определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское", куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: "адрес".
Как установлено судами и следует из материалов дела, Буинцев В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" 13 ноября 2013 г. Данное жилое помещение попало в зону подтопления. Собственником указанного жилья истец не является.
Собственником указанного жилого помещения на момент возникновения чрезвычайной ситуации являлась мать истца Буинцева Е.И.
Буинцева Е.И. и Буинцев В.В. совместно в данном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации не проживали.
Фактическое владение истцом данным недвижимым имуществом и несение расходов на его содержание юридического значения в данном случае не имеет.
Согласно договору дарения жилого дома и земельного участка от 14 октября 2021 г. даритель Буинцева Е.И. дарит, а одаряемый Буинцев В.В. принимает в дар недвижимое имущество, расположенное по адресу: "адрес".
Вместе с тем, собственником вышеуказанного жилого помещения истец на момент чрезвычайной ситуации не являлся, поскольку договор дарения оформлен 14 октября 2021 г.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, у судов отсутствовали правовые основания для включения истца в Список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории "адрес", вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Доводы жалобы о том, что истец фактически с 2017 года постоянно проживает и является единственным владельцем жилого дома по адресу: "адрес", иные лица там не проживают и не зарегистрированы, не подтверждают право истца на получение выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного, поскольку право собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации на утраченное при наводнении жилое помещение принадлежало Буинцевой Е.И.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на подпункт 3 пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N362, как основание возникновения у него права на получение социальных выплат, несостоятельна поскольку согласно подпункта 3 пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N362, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане), к которым отнесены граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Таким образом, право на получение социальной выплаты имеют члены семьи граждан, которые, в свою очередь, соответствуют требованиям подпункта 1 пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N, то есть являются собственниками утраченных жилых помещений и не имели на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Между тем, судами установлено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу; "адрес", с 4 марта 2008 г. являлась Буинцева Е.И, которая является матерью истца и которой на праве собственности на день чрезвычайной ситуации принадлежало как жилое помещение по адресу: "адрес", так и жилое помещение по адресу: "адрес", в связи с чем, мать истца не относится к числу лиц, имеющих право на социальные выплаты согласно п. п. 1 пункта 4 Постановления Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N362.
Доводы кассационной жалобы были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, с которой суд кассационной инстанции согласен, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на оспаривание выводов судов, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанций при вынесении оспариваемых судебных актов.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Буинцева Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.