Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Гусева Д.А, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1985/2021 (УИД: 38RS0034-01-2021-002076-26) по иску Герасимова Игоря Николаевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации на транспорте о взыскании компенсации при отсутствии обязательного государственного страхования сотрудника, неустойки
по кассационной жалобе Герасимова Игоря Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Герасимов Игорь Николаевич (далее - Герасимов И.Н, истец), обратился к Линейному отделу МВД РФ на ст. Иркутск-пассажирский о взыскании суммы компенсации при отсутствии обязательного государственного страхования сотрудника, неустойки.
В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что с сентября 2009 г. Герасимов И.Н. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности полицейского специализированной группы по обеспечению общественного порядка ЛПП на "адрес". Приказом ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский N л/с от 23 апреля 2020 г. он уволен из органов внутренних дел по достижению возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.
11 мая 2018 г. в период прохождения службы, во внеслужебное время, истцу были причинены "данные изъяты". 6 июня 2018 г. Герасимов И.Н. дал объяснение по факту произошедшего на имя начальника "данные изъяты"А. Также 6 июня 2018 г. истцом подан рапорт о проведении проверки по произошедшим событиям, однако, рапорт не был зарегистрирован, проверка не проведена и документы не подготовлены для страховой компании.
29 ноября 2019 г. он повторно обратился с рапортом о проведении проверки.
Заключением начальника "данные изъяты" 2 декабря 2019 г. установлено, что при проведении проверки подтвердился факт получения истцом "данные изъяты". Направление на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией ФКУЗ "МЧС России по Иркутской области" для определения степени тяжести страхового случая и на право получения страховой суммы истец получил только в июне 2020 года после увольнения.
Кроме того, в 2018 году на период с 1 января 2018 г. по 18 июня 2018 г. заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации с ООО "Центральное Страховое Общество". В связи с односторонним отказом МВД РФ от исполнения Государственного контракта N ГК от 10 января 2018 г, он был расторгнут, последний день действия контракта 18 июня 2018 г. На дату получения истцом травмы, ответчиком заключен государственный контракт на обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, ухудшающий положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом, в связи с чем, при наступлении страхового случая страхователь несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна была быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.
Истец полагает, что в связи с неисполнением обязательств в установленный срок с ответчика в его пользу подлежит взысканию неустойка.
С учетом уточнений исковых требований Герасимов И.Н. просил суд взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации, Восточно-Сибирского линейного управления МВД РФ на транспорте компенсацию в размере 50000 руб, неустойку в размере 138000 руб.
Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 7 июля 2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Линейного отдела МВД РФ на ст. Иркутск-пассажирский на надлежащего Восточно-Сибирское линейное управление МВД РФ на транспорте, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен конкурсный управляющий ООО "Центральное общество" М..
Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 6 августа 2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федерального казначейства по Иркутской области (далее - УФК по Иркутской области).
Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 5 октября 2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Герасимову И.Н. отказано.
В кассационной жалобе Герасимов И.Н. просит об отмене решения Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г. и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что ответчик МВД России 8 октября 2018 г. заключил новый государственный контракт, не включив в предмет договора страховые случаи, произошедшие с момента приостановления лицензии у предыдущего страховщика (с 27 апреля 2018 г.), не уведомил заявителя, как выгодоприобретателя о приостановлении/отзыве лицензии и расторжении государственного контракта со страховщиком, тем самым ухудшил его положение и фактически сделал невозможным реализацию им права на своевременное получение страховых выплат.
От участвующего в деле прокурора Иркутской области поступили возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Герасимов И.Н, представители ответчиков Восточно-Сибирского линейного управления МВД РФ на транспорте, МВД Российской Федерации, представители третьих лицах, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - УФК по Иркутской области, ГУ МВД России по Иркутской области, конкурсный управляющий ООО "Центральное общество", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10 января 2018 г. между Министерством внутренних дел Российской Федерации (страхователь) и ООО "Центральное Страховое Общество" заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации N
Предметом контракта является страхование в 2018-2019 годах жизни и здоровья застрахованных лиц, начиная с 1 января 2018 г. (п. 1.1).
Застрахованными лицами, в силу п. 2.1 контракта, являются, в том числе, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 контракта страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии).
Согласно п. 7.1, 7.2 контракта выплата страховых сумм производится страховщиком на основании представленных в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, документов, подтверждающих наступление страхового случая.
Заявление о выплате страховой суммы от выгодоприобретателя (его представителя) с приложенным к нему комплектом документов направляется страховщику выгодоприобретателем (его представителем) или страхователем (организацией страхователя).
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, перечисленные в п. 2.3 контракта, лица.
Герасимов И.Н. с 11 сентября 2009 г. по 23 апреля 2020 г. проходил службу в Восточно-Сибирском управлении МВД России на транспорте.
Начальник "данные изъяты" обратился с рапортом на имя начальника ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский Т.А. о том, что в ОП-2 УМВД России по Ангарскому городскому округу зарегистрирован материал N от 11 мая 2018 г. по факту получения "данные изъяты" гражданином Герасимовым И.Н, "данные изъяты". По данному факту установлено, что 11 мая 2018 г. сотрудник патрульно-постовой службы ЛПП на ст. Ангарск старший сержант полиции Герасимов И.Н. совместно с К. на автомобиле, принадлежавшем Герасимову И.Н, подъехали к "адрес", машину Герасимов заглушил и вышел совместно с К. из машины. К нему подошел неизвестный ему молодой человек, который высказал Герасимову претензии по поводу подачи звукового сигнала на перекрестке в "адрес" "адрес", на что Герасимов ответил, что поскольку он не двигался на перекрестке, а горел зеленый свет (разрешающий) сигнал светофора, то он подал звуковой сигнал, после чего, парень нанес Герасимову И.Н. "данные изъяты" от чего Герасимов И.Н. "данные изъяты". После чего парень подошел к своей автомашине марки Тойота, сел за руль, Герасимов И.Н. подошел к пассажирской двери его автомашины и попросил назвать свои данные, он ему не ответил и уехал. К. вызвала скорую помощь. Сотрудник "данные изъяты" Установленный водитель автомобиля марки Тойота гражданин Б, показания, данные Герасимовым И.Н, подтвердил полностью, пояснил, что, не желая того, "данные изъяты"
Согласно резолюциям от 14 мая 2018 г. указано на необходимость проведения служебной проверки, которое поручено О, Х, 10 декабря 2019 г. отписано Б.
Служебная проверка по факту причинения телесных повреждений Герасимову И.Н. проведена, что подтверждается заключением, утвержденным начальником ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский Т.-А. от 15 мая 2018 г, согласно которому признано считать факт подтвердившимся. Майору внутренней службы О. начальнику ОРЛС ЛО МВД России на станции Иркутск-пассажирский предписано инициировать назначение служебной проверки по факту незамедлительного информирования начальника ЛО МВД России на станции Иркутск-пассажирский о происшествии по личному составу в отношении начальника ЛПП на станции Ангарск майора полиции Я. Начальникам служб и подразделений ЛО МВД России на станции Иркутск-пассажирский, начальнику ЛОП на станции Черемхово, ЛПП на станции Усолье-Сибирское, Слюдянского ЛПП, ЛПП на станции Ангарск обеспечить незамедлительное информирование начальника ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский и начальника ОРЛС ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский обо всех происшествиях с участием сотрудников линейных подразделений.
Из справки ОГАУЗ "Ангарская городская больница скорой медицинской помощи г. Ангарска" следует, что Герасимов И.Н. находился в приемном отделении 11 мая 2018 г. с диагнозом "данные изъяты"
29 ноября 2019 г. начальнику ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский Т.-А. Герасимовым И.Н. подан рапорт о том, что 11 мая 2018 г. им была получена "данные изъяты" в связи с чем, истец просил провести проверку.
Из заключения проверки по факту получения травмы Герасимовым И.Н, утвержденного начальником ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский Т.-А. от 2 декабря 2019 г, следует, что специалистом группы кадров ОРЛС ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский Б. проведена служебная проверка по факту получения травмы полицейским Герасимовым И.Н, в результате которой установлено следующее. 11 мая 2018 г. около 16 часов 45 минут к Герасимову И.Н. подошел неизвестный, с которым на фоне резко возникших неприязненных отношений произошел словесный конфликт, и неизвестный "данные изъяты". От полученных ударов Герасимов И.Н. "данные изъяты". В результате "данные изъяты" Герасимову И. Н. выдан листок нетрудоспособности (N, N). Факт получения травмы подтвержден записями в медицинской карте. Проверку по факту получения Герасимовым И.Н. "данные изъяты" считать законченной, факт подтвердившимся. Травму, полученную Герасимовым И.Н. считать полученной в период прохождения службы, не связанной с исполнением служебных обязанностей. Герасимов И.Н. направлен на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией ФКУЗ "МСЧ России по Иркутской области" для определения степени тяжести страхового случая на право получения страховой суммы.
Согласно справке военно-врачебной комиссии о тяжести увечья, полученного застрахованным лицом 6 июля 2020 г, полученные 11 мая 2018г. "данные изъяты".
Из заключения военно-врачебной комиссии от 6 июля 2020 г. следует, что в соответствии с "данные изъяты"
Таким образом, установлено, что Герасимовым И.Н. 11 мая 2018 г, то есть в период прохождения службы, получена "данные изъяты". "данные изъяты"
Приказом Банка России N от 27 апреля 2018 г. приостановлено действие лицензии на осуществление страхования и перестрахования ООО "Центральное Страховое Общество". Приказом Банка России N от 27 апреля 2018 г. назначена временная администрация сроком на шесть месяцев. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Приказом Банка России N от 25 мая 2018 г. отозвана лицензия на осуществление страхования и перестрахования ООО "Центральное Страховое Общество".
Также из материалов дела следует, что государственный контракт от 10 января 2018 г. N заключенный между МВД России и ООО "Центральное Страховое Общество" расторгнут в одностороннем порядке решением МВД России от 6 июня 2018 г. - с 18 июня 2018 г.
18 августа 2020 г. ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский направило ООО "Центральное Страховое Общество" материалы для решения вопроса о выплате страховой суммы старшему сержанту полиции в отставке Герасимову И.Н. в связи с получением легкой травмы в период прохождения службы в органах внутренних дел, не связанной с выполнением служебных обязанностей.
22 октября 2020 г. в адрес ООО "Центральное Страховое Общество" направлено напоминание о предоставлении ответа о принятом решении.
Из ответа ООО "Центральное страховое Общество" от 1 марта 2021 г. следует, что ООО "Центральное Общество" (до 9 августа 2019 г. ООО "Центральное страховое общество") возвратило документы Герасимова И.Н. по факту получения легкого увечья 11 мая 2018 г. в связи с односторонним отказом МВД РФ от исполнения Государственного контракта обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации N от 10 января 2018 г.
На запрос ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский от 20 декабря 2020 г. ООО СК "ВТБ Страхование" 21 января 2021 г. дан ответ, что государственным контрактом обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, заключенного МВД России с ООО СК "ВТБ Страхование" установлено, что он вступает в законную силу с момента его подписания и распространяется на страховые случаи, произошедшие в период с 19 июня 2018 г. по 31 декабря 2019 г.
Истец, полагая, что ответчик, не выполнивший свои обязательства и не осуществивший обязательное государственное страхование жизни и здоровья истца в установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ порядке, обратился в суд с иском о взыскании с ответчика суммы компенсации за неполученное от страховой компании страховое возмещение в размере 50 000 рублей и суммы начисленной за период с 22 июля 2020 г. по 23 апреля 2021 года на основании статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52- ФЗ пени (неустойки).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в данном споре государство исполнило свою обязанность по бюджетному финансированию обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а уполномоченный орган исполнительной власти МВД России как страхователь заключил со страховой организацией ООО "Центральное Страховое Общество" как страховщиком государственный контракт от 10 января 2018 г. Действие государственного контракта N от 10 января 2018 г. осуществлялось до 18 июня 2018 г. и распространялось на страховые случаи, произошедшие с 1 января 2018 г. по 18 июня 2018 г. Поскольку Герасимовым И.Н. получена травма 11 мая 2018 г, то есть в период действия государственного контракта, при отсутствии вины МВД Российской Федерации, Восточно-Сибирского управления МВД РФ на транспорте в неполучении Герасимовым И.Н. страховой выплаты, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности по страховой выплате на страхователя МВД РФ, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками), либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, сотрудников Войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52- ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В силу ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.
Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел является Министерство Внутренних Дел России (Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N699).
В силу ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются, в том числе, получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии).
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование по причине признания несостоявшимся соответствующего конкурентного способа определения страховщика, выбранного страхователем для осуществления закупки, или отсутствия возможности заключения договора страхования с единственным поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо отсутствия страховщика, имеющего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну то при наступлении страхового случая такой страхователь выплачивает лицам, которые указаны в пункте 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и которым причитались бы страховые суммы, компенсацию.
Компенсация при отсутствии договора обязательного государственного страхования выплачивается в размере и на условиях, которые определены в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен содержать в том числе порядок принятия решения о выплате компенсации, перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате компенсации, способы ее выплаты, способы предоставления лицам, имеющим право на получение компенсации, информации об их правах и об обязанности должностных лиц страхователя по выплате компенсации.
Страхователь, не осуществивший обязательного государственного страхования, обязан выплатить компенсацию в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения о ее выплате.
Согласно пункту 4 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ в случае необоснованной задержки выплаты компенсации страхователь выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента от суммы компенсации или от суммы доплаты, произведённой в связи с изменением ранее установленной группы инвалидности, за каждый день просрочки.
Согласно пункту 7 статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ к отношениям между лицом, имеющим право на получение компенсации и страхователем, не осуществившим обязательного государственного страхования, по выплате компенсации применяются положения пунктов 2.1 - 4 статьи 7, статьи 10, абзацев второго и третьего пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, единственным основанием наступления ответственности страхователя перед выгодоприобретателем, с учетом положений статей 7 и 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ, является отсутствие самого факта заключения страхователем обязательного государственного страхования со страховщиком на соответствующий период времени или заключение страхователем договора страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом.
Между тем, судами установлено, что страхователем - Министерством внутренних дел Российской Федерации надлежащим образом исполнена обязанность по обязательному страхованию жизни и здоровью застрахованных лиц в спорный период времени.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 10 января 2018 г. между Министерством внутренних дел РФ (страхователь) и ООО "Центральное страховое общество" (страховщик) заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации N, предметом которого является страхование в 2018-2019 годах жизни и здоровья застрахованных лиц, начиная с 1 января 2018 года. (п. 1.1 государственного контракта от 10 января 2018 г. N ГК).
Указанный контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке решением от 6 июня 2018 года с 18 июня 2018 года.
До момента отказа от указанного контракта, на страховщике лежит обязанность по страхованию жизни и здоровья застрахованных граждан.
Заявитель кассационной жалобы ошибочно полагает, что отзыв у страховой организации лицензии на страхование влечет автоматическое прекращение действия всех договоров страхования страховщика.
Согласно п. 4.1 статьи 32.8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в связи с отзывом лицензии договоры страхования и договоры перестрахования прекращаются по истечении сорока пяти календарных дней с даты вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии, за исключением договоров страхования и договоров перестрахования по видам страхования, по которым в соответствии с федеральными законами предусмотрено осуществление компенсационных выплат за счет средств профессиональных объединений страховщиков или иных организаций, на которые в соответствии с федеральными законами возложена обязанность осуществления компенсационных выплат. Досрочное прекращение договора страхования по указанному обстоятельству влечет за собой возврат страхователю части страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплату выкупной суммы по договору страхования жизни, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что у общества с ограниченной ответственностью "Центральное страховое общество" приказом Банка России N от 25 мая 2018 года лицензия отозвана с 28 мая 2018года, суды пришли к правильному выводу относительно того, что на день совершения страхового случая 11 мая 2018года государственный контракт N К от 10 января 2018 года действовал и выгодоприобретатель имел право реализовать свое право на выплату страхового возмещения в рамках указанного контракта от 10 января 2018года, по отношению к страховщику.
Доводы кассатора о ненадлежащем исполнении страховщиком своей обязанности по страхованию жизни и здоровья застрахованных граждан не имеет правового значения для разрешения возникшего спора, поскольку согласно условий раздела 7 Государственного контракта от 10 января 2018 года N ГК выгодоприобретатель вправе самостоятельно обратиться к страховщику о выплате страхового возмещения, либо потребовать от страхователя совершить действия по направлению документов страховщику.
Кроме того, неисполнение или несвоевременное исполнение страхователем своей обязанности не является основанием для выплаты выгодоприобретателю компенсации на основании статьи 7.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ.
Доказательств того, что условия государственного контракта N от 10 января 2018 г, заключенного МВД России (страхователь) со страховой организацией ООО "Центральное Страховое Общество" ухудшали положение Герасимова И.Н. по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ в материалы дела не представлено и из условий государственного контракта не следует.
Истец и его представитель в суде апелляционной инстанции указывали, что ответчик ухудшил положение Герасимова И.Н. тем, что не предусмотрел в государственном контракте обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, заключенного МВД России 8 октября 2018 г. с ООО СК "ВТБ Страхование" условия, что контракт распространяется на страховой случай, произошедший с Герасимовым И.Н. Однако, указанные доводы истца не являются основанием для возложения на ответчика ответственности, предусмотренной ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 1992 г. N52-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что МВД РФ как страхователь осуществил обязательное государственное страхование в спорный период Герасимова И.Н. в рамках государственного контакта от 10 января 2018 г. N ГК.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Герасимова Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.