Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4280/2021 (УИД 54RS0010-01-2021-006137-64) по иску Гилязитдинова Эдуарда Закиявича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гилязитдинов Эдуард Закиявич (далее по тексту - Гилязитдинов Э.З, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области, ответчик) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. Требования мотивированы, что в спорные периоды Гилязитдинов Э.З. работал на должностях и выполнял трудовые функции, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Просил признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 13 апреля 2021 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в его специальный страховой стаж периоды работы с 1 августа 1990 г. по 27 июля 1991 г. в должности врача-интерна в отделении гнойной хирургии (прохождение интернатуры по хирургии) в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, с 25 февраля 1992 г. по 18 января 1993 г. в должности заведующего приемным отделением, с 19 января 1993 г. по 31 декабря 1996 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 1, с 24 апреля 2001 г. по 13 марта 2002 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 1 в льготном исчислении как 1 года за 1 год и 3 месяца, с 5 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г, с 2 марта 2009 г. по 30 апреля 2009 г, с 1 июня 2009 г. по 12 июня 2009 г, с 10 января 2014 г. по 28 февраля 2014 г, с 11 сентября 2017 г. по 14 октября 2017 г, с 21 января 2019 г. по 16 февраля 2019 г. - курсы повышения квалификации в календарном исчислении.
В ходе рассмотрения дела истцом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменены заявленные исковые требования и окончательно он просил признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 13 апреля 2021 г. N об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, обязать УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в его специальный страховой стаж периоды работы с 1 августа 1990 г. по 27 июля 1991 г. в должности врача-интерна в отделении гнойной хирургии (прохождение интернатуры по хирургии) в календарном исчислении, с 25 февраля 1992 г. по 18 января 1993 г. в должности заведующего приемным отделением, с 19 января 1993 г. по 31 декабря 1996 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 1, с 1 января 1997 г. по 23 апреля 2001 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 1, с 24 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 1 в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, с 5 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г, с 2 марта 2009 г. по 30 апреля 2009 г, с 1 июня 2009 г. по 12 июня 2009 г, с 10 января 2014 г. по 28 февраля 2014 г, с 11 сентября г. по 14 октября 2017 г, с 21 января 2019 г. по 16 февраля 2019 г. - курсы повышения квалификации в календарном исчислении, обязать УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить истцу страховую пенсию по старости с 25 октября 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2021 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 13 апреля 2021 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Гилязитдинову Э.З, на пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж работы Гилязитдинова Э.З, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-Ф3 от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" следующие периоды:
- с 1 августа 1990 г. по 27 июля 1991 г. в должности врача-интерна в отделении гнойной хирургии Городской клинической больницы N 2 в календарном исчислении, - с 25 февраля 1992 г. по 18 января 1993 г. в должности заведующего приемного отделения Аламудунской Центральной районной больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 19 января 1993 г. по 31 декабря 1996 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 2 Аламудунской Центральной районной больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 1 января 1997 г. по 23 апреля 2001 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 2 Аламудунской Центральной районной больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 24 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 1 Аламудунской Центральной районной
больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 5 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г, с 2 марта 2009 г. по 30 апреля 2009 г, с 1 июня 2009 г. по 12 июня 2009 г, с 10 января 2014 г. по 28 февраля 2014 г, с 11 сентября 2017 г. по 14 октября 2017 г, с 21 января 2019 г. по 16 февраля 2019 г. - курсы повышения квалификации в календарном исчислении.
Также суд обязал ОПФР по Новосибирской области назначить Гилязитдинову Э.З. досрочно страховую пенсию по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с 25 сентября 2020 г.
Кроме того с ОПФР по Новосибирской области в пользу Гилязитдинова Э.З. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области просит отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Гилязитдинова Э.З. - Крановой М.Н. представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Как указано в пункте 11 Правил N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Гилязитдинов Э.З. 25 сентября 2020 г. обратился в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Рассмотрев заявление истца Гилязитдинова Э.З. УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) было принято решение N, в соответствии с которым Гилязитдинову Э.З было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Из указанного решения следует, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, зачтены следующие периоды:
- с 1 августа 1990 г. по 31 декабря 1990 г. - в должности врача-интерна в отделении гнойной хирургии (прохождение интернатуры по хирургии) в городской клинической больнице N 2 г. Фрунзе;
- с 1 мая 2002 г. по 4 мая 2004 г, с 1 июля 2004 г. по 4 января 2005 г, с 1 марта 2005 г. по 14 сентября 2006 г. - в должности врача-хирурга в 3-ем хирургическом отделении в городской клинической больнице N 11 в льготном исчислении (за 1 год как 1 год 6 месяцев);
- с 5 мая 2004 г. по 30 июня 2004 г, с 15 сентября 2006 г. по 1 марта 2009 г, с 1 мая 2009 г. по 31 мая 2009 г, с 13 июня 2009 г. по 9 января 2014 г, с 1 марта 2014 г. по 10 сентября 2017 г, с 15 октября 2017 г. по 20 января 2019 г, с 17 февраля 2019 г. по 24 сентября 2020 г. - в должности врача-хирурга в поликлинике.
Расчет специального стажа произведен пенсионным органом по нескольким вариантам:
исчисление периодов работы в соответствии с нормами, действующими на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости;
исчисление периодов работы с учетом положений, закрепленных частью 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", то есть с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении в период выполнения данной работы.
По данным вариантам специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 20 лет 2 месяца 9 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были зачтены следующие периоды:
- курсы повышения квалификации в Городской клинической больнице N 11 - с 5 января 2005 г..по 28 февраля 2005 г, с 2 марта 2009 г..по 30 апреля 2009 г, с 1 июня 2009 г..по 12 июня 2009 г, с 10 января 2014 г..по 28 февраля 2014 г, с 11 сентября 2017 г..по 14 октября 2017 г, с 21 января 2019 г..по 16 февраля 2019 г, поскольку включение данных периодов не предусмотрено Правилами N 516 от 11 июля 2002 г..и Правилами N 781 от 29 октября 2002 г, - с 1 января 1991 г..по 27 июля 1991 г..в должности врача интерна в отделении гнойной хирургии в Городской клинической больнице N 2 города Фрунзе, поскольку не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Кыргызстана лиц, занятых на указанных должностях, в указанных учреждениях, - с 1 августа 1991 г..по 2 сентября 1991 г..в должности врача-хирурга на 0, 5 ставки в поликлинике ТЗПМ и с 3 сентября 1991 г..по 12 февраля 1992 г..в должности лор-врача на 0, 5 ставки в Таш-Кумырской городской больнице, поскольку не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Кыргызстана лиц, занятых на указанных должностях, в указанных учреждениях, - с 25 февраля 1992 г..по 18 января 1993 г..в должности заведующего приемным отделением Аламудунской Центральной районной больницы, так как не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Кыргызстана лиц, занятых на указанных должностях, в указанных учреждениях.
Кроме того, отсутствуют сведения, подтверждающие, что, согласно штатному расписанию, заведующий отделением отнесен к врачам или среднему медицинскому персоналу и тарифицирован так же, как врачи или средний медицинский персонал, - с 19 января 1993 г..по 31 декабря 1996 г..в должности врача-хирурга в поликлинике N 2, с 1 января 1997 г..по 23 апреля 2001 г..в должности врача-хирурга в поликлинике N 1, так как не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Кыргызстана лиц, занятых на указанных должностях, в указанных учреждениях, - с 24 апреля 2001 г..по 13 марта 2002 г..в должности врача-хирурга в поликлинике N 1 Центра Семейной медицины, так как не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Кыргызстана лиц, занятых на указанных должностях, в указанных учреждениях. Кроме того, организация не является учреждением, предусмотренным Списком N 781 от 29 октября 2002 г, а также отсутствует начисление заработной платы и документы, подтверждающие факт уплаты страховых взносов.
Исчисление периодов работы с учетом положений Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г. По данному варианту подсчет страхового стажа не может быть осуществлен, поскольку отсутствуют сведения о проживании истца на территории Российской Федерации на дату изменения правового регулирования.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, признав решение пенсионного органа N незаконным в части отказа во включении в страховой стаж истца периодов работы:
- с 1 августа 1990 г. по 27 июля 1991 г. в должности врача-интерна в отделении гнойной хирургии Городской клинической больницы N 2 в календарном исчислении, - с 25 февраля 1992 г. по 18 января 1993 г. в должности заведующего приемного отделения Аламудунской Центральной районной больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 19 января 1993 г. по 31 декабря 1996 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 2 Аламудунской Центральной районной больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 1 января 1997 г. по 23 апреля 2001 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 2 Аламудунской Центральной районной больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 24 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности врача-хирурга в поликлинике N 2 Аламудунской Центральной районной больницы как 1 год за 1 год и 3 месяца, - с 5 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г, с 2 марта 2009 г. по 30 апреля 2007 г, с 1 июня 2009 г. по 12 июня 2009 г, с 10 января 2014 г. по 28 февраля 2014 г, с 11 сентября 2017 г. по 14 октября 2017 г, с 21 января 2019 г. по 16 февраля 2019 г. - курсы повышения квалификации в календарном исчислении.
Установив, что по состоянию на дату обращения, у истца уже имелось право на назначение досрочно страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу об обязании ответчика назначить Гилязитдинову Э.З. страховую пенсию по старости с 25 сентября 2020 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорные периоды работы Гилязитдинова Э.З. подтверждаются копиями архивной справкой Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 12 марта 2021 г, полученной по запросу Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска, справки об отчислениях в Фонд социального страхования, Социальный Фонд по установленным тарифам за 1990, 1991 годы, приказа о преобразовании Городской клинической больницы N 2 г. Бишкек в Национальный хирургический центр при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики, копией уточняющей справки от 17 марта 2021 г, выданной директором Чуйского областного Центра Семейной медицины, полученной по запросу ОПФР по Новосибирской области - Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска, копией справки Социального Фонда Кыргызской Республики, копией справки, выданной ГБУЗ Новосибирской области "Городская клиническая больница N 11" от 11 марта 2021 г, копией исторической справки о переименовании учреждения от 11 марта 2021 г.
В материалах пенсионного дела также имеются необходимые справочные сведения о стаже работы истца, осуществлении отчислений в Фонд социального страхования.
Согласно справке Чуйского Центра Семейной медицины от 17 марта 2021 г, на основании приказа Минздрава Кыргызской Республики от 2 апреля 2001 г. N 101 проведения реструктуризация системы здравоохранения Кыргызской Республики. Аламендинская центральная районная больница была реорганизована в Аламудунскую центральную районную больницу и Центр Семейной медицины Аламудунского района на базе поликлиники N 1. Поликлиника N 2 была реорганизована в Группу Семейных врачей с. Аламудун. На основании приказа Минздрава Кыргызской Республики от 28 декабря 2005 г. N 571 "О переводе областных структур здравоохранения на базу Аламудунского района" Центр Семейной медицины Аламудунского района реорганизован в Чуйский областной Центр семейной медицины.
Из трудовой книжки, справки Чуйского областного ЦСМ от 17 марта 2021 г. об уточнении характера работы истца, не следует, что при реорганизации Аламудунской центральной районной больницы изменился характер трудовой деятельности истца.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашения дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из анализа перечисленных документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, отмена института досрочных пенсий для медицинский работников на территории Кыргызской Республики не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Кыргызской Республики.
Доводы заявителя кассационной жалобы, основанные на несогласии с выводами судов, фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.