Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Ахмеджанова "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 Первореченского судебного района города Владивостока от 15 июня 2021 года, решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 6 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 18 Первореченского судебного района города Владивостока от 15 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 6 декабря 2021 года Ахмеджанов В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией огнестрельного охотничьего оружия модели: "ПБ-4-1МА", кал. 18х45, Р003658; "Browning B725", кал. 12х76, N 55315ZX; "Гроза-01", кал. 9мм, Р.А, N 1224222; "МР-153", кал. 12х76, N 0815352064.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Ахмеджанов В.М. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы Ахмеджанова В.М, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 398-ФЗ, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Из пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 следует, что не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут выявлен факт незаконного хранения Ахмеджановым В.М. по адресу: "адрес", принадлежащего ему гражданского гладкоствольного охотничьего оружия: "ПБ-4-1МА", кал. 18х45, Р003658; "Browning B725", кал. 12х76, N 55315ZX; "Гроза-01", кал. 9мм, Р.А, N 1224222; "МР-153", кал. 12х76, N 0815352064, поскольку срок действия ранее выданных ему органом внутренних дел разрешений РОХа N, РОХа N, РОХа N, РОХа N истек ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с распоряжением Росгвардии от 1 августа 2020 года N 1/891-Р "Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", изданным в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 года, перенесены на срок до 1 декабря 2020 года.
Однако в срок до 1 декабря 2020 года подтверждение соответствия обязательным требованиям Ахмеджановым В.М. пройдено не было, разрешения на хранение и ношение оружия не продлены.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ; разрешениями РОХа N, РОХа N, РОХа N, РОХа N на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия, действительными до ДД.ММ.ГГГГ; заявлением Ахмеджанова В.М. о принятии на временное хранение оружия от ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями Ахмеджанова В.М, и иными материалами дела, получившими правовую оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия Ахмеджанова В.М. правильно квалифицированы по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 398-ФЗ, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ахмеджанова В.М. к административной ответственности) в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе за незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В силу приведенных выше положений статьи 22 данного Федерального закона хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Учитывая, что срок действия разрешений РОХа N, РОХа N, РОХа N, РОХа N РОХа N, действительны до ДД.ММ.ГГГГ и Ахмеджанов В.М. с заявлением о продлении срока разрешений на хранение оружия в сроки, установленные законом, в соответствующие органы не обратился, следует согласиться с выводами судебных инстанций о том, что действия Ахмеджанова В.М, который фактически осуществлял незаконное хранение оружия при отсутствии разрешения на его хранение, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вопреки доводам жалобы оснований для переквалификации не имеется.
По истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
У Ахмеджанова В.М. до дня обнаружения правонарушения, то есть ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что срок действия разрешений РОХа истекли ДД.ММ.ГГГГ, имелось достаточно времени для продления срока действия указанных разрешений.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что Ахмеджанов В.М. ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно явился в Органы внутренних дел и сдал огнестрельное оружие, основанием к отмене вынесенных судебных актов не является.
Судебными инстанциями верно определено, что приведенные Ахмеджановым В.М. доводы об уважительности причины пропуска срока продления разрешений на хранение оружия являются несостоятельными, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований законодательства допущено вследствие независящих от него обстоятельств, объективно исключавших возможность своевременного обращения в юридически значимый период в уполномоченный орган для получения соответствующего разрешения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении Ахмеджанова В.М. к исполнению требований Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814.
Таким образом, оснований для признания совершенного Ахмеджановым В.М. административного правонарушения малозначительным в силу требований статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Вопреки доводам жалобы, оснований для прекращения производства по делу в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающую административную ответственность за содеянное, не имеется, поскольку Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" административная ответственность за незаконное хранение оружия не была устранена.
Указанным законом статья 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции, в соответствии с которой незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, совершенное Ахмеджановым В.М. правонарушение обоснованно квалифицировано по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей во время совершения административного правонарушения.
Оснований для применения положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, не имеется, поскольку Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым статьи 20.8 и 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложены в новой редакции, не содержит норм, улучшающих положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устраняющих обязанность этого лица соблюдать приведенные выше требования законодательства об оружии в указанные сроки.
При этом санкция статьи 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для граждан назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, в то время как санкцией части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основного вида наказания предусмотрен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно признаны несостоятельными, не ставят под сомнение наличие в Ахмеджанова В.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Ахмеджанову В.М. в пределах санкции части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 18 Первореченского судебного района города Владивостока от 15 июня 2021 года, решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 6 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Ахмеджанова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ахмеджанова В.М. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.