Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Ступина Ю.Ю. на постановление начальника Федерального государственного казенного учреждения "1029 Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача от 20 августа 2021 года, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 декабря 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 1 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника Федерального государственного казенного учреждения "1029 Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора (далее ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ) - главного государственного санитарного врача от 20 августа 2021 года Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерство обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 1 февраля 2022 года, вышеуказанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просит состоявшиеся по делу акты отменить, приводя доводы об их незаконности в связи с нарушением процедуры проведения проверки, неуведомлением проверяемого юридического лица о процессуальных действиях по делу, прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 31 мая 2021 года заместителем военного прокурора Хабаровского гарнизона в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 Года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" принято решение о проведении проверки соблюдения ЖКС N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки, проведенной с привлечением специалиста ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ 1 июня 2021 года по месту осуществления ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ деятельности ("адрес") в отношении управляемого им жилищного фонда, установлены нарушения пунктов 124, 126, 133 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, к питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, а именно: придомовая территория жилых домов военного городка N 23 не благоустроена, асфальтовое покрытие пешеходных дорожек перед подъездами и тротуаров на придомовых территориях ДОС NN 36, 42, 44, 46, 47, 49 разрушено, озеленение придомовых территорий ДОС NN 36, 40, 42, 44 отсутствует; в подъездах жилых домов ежедневная влажная уборка с использованием моющих и дезинфицирующих средств не проводится; в первом подъезде ДОС N 36 вход в техническое подполье захламлен бытовыми отходами и затоплен канализационными водами, входная площадка первого этажа затоплена канализационными водами.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения 11 июня 2021 года заместителем военного прокурора Хабаровского гарнизона в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности на основании постановления начальника ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ - главного государственного санитарного врача от 20 августа 2021 года
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, и вина учреждения подтверждены следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 18-22 том 1), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 23-26 том 1), копией решения о проведении проверки (л.д. 51 том 1), копией акта проверки (л.д. 59-62 том 1), копией предписания (л.д. 63-65 том 1), копией распоряжения (л.д. 66-67 том 1), копией устава (л.д. 94-107 том 1), копией договора управления жилищным фондом (л.д. 108-129 том 1) и другими материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, относимости и достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Исследованные должностным лицом административного органа и судьями двух инстанций доказательства объективно свидетельствуют о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ допущено нарушение санитарных правил при обслуживании и эксплуатации закрепленных за ним объектов жилого фонда, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о неуведомлении юридического лица о проведении проверки, нарушении порядка ее проведения, о неуведомлении о возбуждении дела об административном правонарушении и о его рассмотрении проверены судами и обоснованно признаны несостоятельными по обстоятельствам, которые подробно изложены в судебных актах.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17 февраля 2015 года N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре, решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13 статьи 21 Закона о прокуратуре)ю.
Как установлено судами, проверка деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ проведена прокурором на основании решения заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона от 31 мая 2021 года в целях соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основанием проведения проверки явилась поступившая в прокуратуру информация о нарушении закона, срок проверки определен с 31 мая по 30 июня 2021 года. Решение о проведении проверки было доведено прокурором до сведения начальника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ и начальника филиала указанного учреждения по электронной почте (л.д.52 том 1).
Привлеченная по распоряжению руководителя ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ к участию в проверке врач по общей гигиене Баранова С.А. по результатам выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований при содержании мест общего пользования и придомовой территории военного городка N 23 составила акт N 363 от 3 июня 2021 года (л.д. 59 том 1).
Данный акт вопреки доводам заявителя жалобы, не является санитарно-эпидемиологическим заключением, в связи с чем на него не распространяются установленные частью 2 статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52- РФ правила, представлен в материалы дела в качестве одного из доказательств события правонарушения, перечень которых определен в статье 26.2 КоАП РФ. Каких-либо специальных требований к получению такого вида доказательства КоАП РФ не предусматривает.
Врач Баранова С.А. была привлечена к участию в проверке, проводимой прокурором, как представитель государственного органа, должностные лица которого вправе осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор (контроль), обладает необходимыми познаниями в названной области и была вправе составить представленный в дело акт по результатам осуществленного мероприятия.
Отсутствие в акте проверки указания на участие в ней помощника прокурора Лисина В.В, которому решением от 31 мая 2021 года заместителем военного прокурора Хабаровского гарнизона получено осуществить проверку, о грубых процессуальных нарушениях при сборе доказательств по делу не свидетельствует.
То обстоятельство, что в ходе осмотра мест общего пользования и придомовой территории военного городка, результаты которого отражены в акте проверки N 363 от 3 июня 2021 года, присутствовала техник домоуправления N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу Катаева С.А, не имеющая доверенности на представительство юридического лица, недопустимость указанного доказательства не порождает.
Как было установлено по делу, принятое прокурором решение о проведении проверки было доведено до проверяемого юридического лица. Для представительства интересов юридического лица иное лицо, чем техник домоуправления Катаева С.А, не прибыло. Отсутствие на месте проверки уполномоченного представителя проверяемого лица препятствием для проведения проверки не является и невозможность составления акта, как документа, фиксирующего выявленные на месте проверки нарушения требований санитарного законодательства, не влечет.
Приведенные заявителем в поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы доводы сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с оценкой установленных по делу обстоятельств правовым основанием для отмены состоявшихся по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление начальника Федерального государственного казенного учреждения "1029 Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача от 20 августа 2021 года, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 декабря 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 1 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерство обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника Ступина Ю.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.