Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора закрытого акционерного общества "Лес Экспорт" Корнейчик Л.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество" от 9 октября 2020 года, решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество" N от 9 октября 2020 года юридическое лицо - ЗАО "Лес Экспорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 26 февраля 2021 года постановление должностного лица от 9 октября 2020 года изменено, исключено указание на нарушение ЗАО "Лес Экспорт" пункта 11"к" договора аренды лесного участка N от 29 февраля 2012 года, заключенного между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ЗАО "Лес Экспорт". В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В порядке, установленном статьями 30.1 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи районного суда от 26 февраля 2021 года не было обжаловано либо опротестовано, вступило в законную силу 23 марта 2021 года.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, генеральный директор ЗАО "Лес Экспорт" Корнейчик Л.А. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебный акт отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы генерального директора ЗАО "Лес Экспорт" Корнейчик Л.А, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу частей 1, 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным кодексом.
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу) (часть 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 указанной статьи порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Из статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что на лиц, которым предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность ежегодной подачи в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации (заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов).
Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 474 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1132, далее - Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением указанных в данной норме случаев).
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на основании приказа министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 10 июня 2020 года N 730 "О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности юридического лица - ЗАО "Лес Экспорт" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная внеплановая проверка, по результатам которой составлен Акт проверки N от 3 июля 2020 года.
В ходе проверки установлено, что в выделе "адрес" было выявлено нарушение в виде незаконной рубки. Объем незаконной рубки составил 6 858, 07 куб.м, из них по породам: лиственница - 6 278, 61 куб м, дуб - 36, 23 куб.м, ясень - 0, 51 куб.м, бархат - 0, 25 куб.м, клен - 13, 81 куб.м, липа - 11, 5 куб.м, береза белая - 514, 33 куб.м, осина - 2, 83 куб.м.
Согласно пункту 2 договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением лесным хозяйством "адрес" и ЗАО "Лес экспорт", арендатор на землях лесного фонда в "адрес", осуществляет пользование лесным участком с целью заготовки древесины.
В Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края лесная декларация на заготовку древесины в "адрес" арендатором участка лесного фонда ЗАО "Лес экспорт" не предоставлена.
Выявленная незаконная рубка в вышеуказанном квартале является нарушением договора аренды лесного участка N от 29 февраля 2012 года, которым на арендатора возложена обязанность использовать лесной участок по назначению, в соответствии с лесным законодательством. Ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в площадях, переданных в аренду, согласовать с лесничествами, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении ЗАО "Лес Экспорт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда с выводами должностного лица согласился.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что арендатором лесного участка предприняты все возможные меры по соблюдению своих договорных обязательств, Правил заготовки древесины, материалы дела не содержат.
Деяние общества, допустившего описанное выше правонарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства.
Доводы жалобы о том, что ЗАО "Лес Экспорт" необоснованно привлечено к административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, являются несостоятельными.
Из пункта 3 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474, следует, что заготовка древесины может осуществляться только на основании договоров аренды лесных участков. Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с договором аренды от 29 февраля 2012 года N ЗАО "Лес Экспорт" (в редакции соглашения от 6 сентября 2019 года) является арендатором лесного участка, следовательно, обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке. Таким образом, ЗАО "Лес Экспорт" обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что ЗАО "Лес Экспорт" фактически не осуществляло заготовку древесины на спорном лесном участке, обоснованно не принята судьей районного суда как обстоятельство, исключающее ответственность общества за незаконную рубку на предоставленном ему в аренду лесном участке.
Из постановления следователя отделения по расследованию преступлений совершаемых на территории Тернейского муниципального района СО МО МВД России "Дальнегорский" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту незаконной рубки деревьев в квартале "адрес". Однако ЗАО "Лес Экспорт" вменены нарушения договора аренды лесного участка в "адрес".
Из доводов жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебной инстанцией допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данных, свидетельствующих о нарушении закона при составлении документов по делу, что могло бы повлечь признание доказательств недопустимыми, не установлено.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Вместе с тем, согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, с учетом того, что правонарушение было выявлено 3 июля 2020 года и представителем ЗАО "Лес Экспорт" жалоба была подана в Тернейский районный суд Приморского края, то она правомерно рассмотрена судьей указанного суда без нарушений правил подсудности, по месту совершения правонарушения, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 30 вышеуказанного Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
КГКУ "Приморское лесничество" является территориальным органом, осуществляющим функции по Приморскому краю. Таким образом, юрисдикция административного органа, должностное лицо которого вынесло постановление по настоящему делу об административном правонарушении, распространяется, в том числе, и на всю территорию Приморского края.
Генеральный директор ЗАО "Лес Экспорт" указывает, что жалоба подлежала разрешению судьей Советского районного суда города Владивостока по общему правилу подсудности, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сослался на правовой подход, сформулированный в пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Однако данный правовой подход сформулирован по вопросу территориальной подсудности рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, тогда как административное расследование по данному делу не проводилось.
Основания для изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Не имеется оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижения назначенного ЗАО "Лес Экспорт" административного штрафа ниже низшего предела, так как каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлеченного к административной ответственности юридического лица, не установлено.
Аналогичные доводы, включая и о том, что ответственность за нарушение правил заготовки древесины несет подрядчик, были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях ЗАО "Лес Экспорт" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Постановление о привлечении ЗАО "Лес Экспорт" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество" от 9 октября 2020 года, решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 26 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ЗАО "Лес Экспорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО "Лес Экспорт" Корнейчик Л.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.