Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексеева Петра Дмитриевича к Окружной администрации города Якутска, департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения органа местного самоуправления незаконным.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеев П.Д. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Окружной Администрации города Якутска (далее - ДИЗО ОА города Якутска) от 12 июля 2021 года за N 3006-ДИЗО/21 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: "адрес"; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Алексеева П.Д.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2022 года, административный иск Алексеева П.Д. удовлетворен: решение ДИЗО ОА города Якутска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенное в уведомлении от 12 июля 2021 года N 3006-ДИЗО/21, признано незаконным; на Департамент возложена обязанность повторно в установленные срок и порядке рассмотреть заявление Алексеева П.Д. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с законодательством РФ.
18 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ОА города Якутска, ДИЗО ОА города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 07 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Алексеева П.Д.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассаторов, во избежание нарушения пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, для определения возможности использования земельного участка для ведения садоводства требуется обследование Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска пригодности по испрашиваемому виду разрешённого использования. Согласно информации, аэрофотосъёмки, акту обследования земельного участка от 26 августа 2021 года, составленного Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в лесном массиве, в границах лесного фонда Российской Федерации.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 года кассационная жалоба ОА города Якутска, ДИЗО ОА города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции судье-докладчику Зайцевой О.А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 июня 2021 года Алексеев П.Д. обратился в ОА города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства.
Решением ДИЗО ОА города Якутска, изложенным в письме от 12 июля 2021 года за N 3006-ДИЗО/21, Алексееву П.Д. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", по тем основаниям, что согласно информации департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры ОА города Якутска от 25 июня 2021 года N сз40866, проекты планировки и межевания территории отсутствуют; по сведениям аэрофотосъемки, испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесного фонда, а также указано, что во избежание нарушения пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ для определения возможности использования земельного участка для ведения садоводства требуется обследование Управлением муниципального контроля ОА города Якутска пригодности испрашиваемому виду разрешённого использования.
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённых нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N РЯГД-5-9, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", отнесён к зоне С-2А (земли сельскохозяйственного назначения), где ведение садоводства является основным видом использования; проекты межевания и планировки территории не утверждены; красным линиям соответствует.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса РФ.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ установлены основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения КАС РФ, Земельного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённые Якутской городской Думой 25 декабря 2013 года N РЯГД-5-9, установили, что испрашиваемый земельный участок Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" отнесён к зоне С-2А (земли сельскохозяйственного назначения), где ведение садоводства является основным видом использования, проекты межевания и планировки территории не утверждены, красным линиям соответствует, и пришли к правильному выводу об отсутствии у уполномоченного органа законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, представителем ОА города Якутска, ДИЗО ОА города Якутска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормами действующего законодательства не предусмотрено обследование земельного участка Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска для определения его пригодности использования для ведения садоводства по испрашиваемому виду разрешённого использования.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ОА города Якутска, ДИЗО ОА города Якутска в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.