Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона города Комсомольск-на-Амуре в защиту интересов неопределённого круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определённых действий.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, полагавшей необходимым оспариваемые судебные акты отменить, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора гарнизона города Комсомольск-на-Амуре обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и просил обязать Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 28/2, расположенного по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, улица Калинина, а именно, в объёмах, указанных в дефектном акте N 2 от 23 сентября 2020 года и ведомости объёмов работ от 23 сентября 2020 года, выполнить: благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование); обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома N 28/2, расположенного по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, улица Калинина, а именно, в объёмах, указанных в дефектном акте N 2 от 23 сентября 2020 года и ведомости объёмов работ от 23 сентября 2020 года, выполнить: фундаменты и подвальное помещение: восстановление облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений; замену отдельных участков трубопроводов холодного водоснабжения и центрального отопления; замену отдельных участков отмосток по периметру здания; общедомовые инженерные сети: замену отдельных участков трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, замену неисправных участков электросети; внешние стены: заделку выбоин и трещин на поверхности панелей; восстановление облицовки балконных плит; оштукатуривание и восстановление облицовки козырьков над входом в подъезды; оштукатуривание и восстановление карнизов; восстановление отделочного слоя, оштукатуривание и покраску стен; расшивку швов, восстановление облицовки; утепление
промерзающих стен; устранение сырости, продуваемости; внутренние стены: восстановление штукатурки стен и потолков, их покраску; электротехнические и слаботочные устройства: замену неисправных участков электрической сети здания; замену вышедших из строя выключателей; замену вышедших из строя светильников; лестницы: заделку выбоин, трещин ступеней и площадок; частичную замену и укрепление лестничных перил, установку поручней; замену абонентских почтовых шкафов; кровля: восстановление защитно-отделочного слоя кровли, частичную замену рулонного ковра; утепление чердачных перекрытий; вентиляция: прочистку и ремонт вентиляционных каналов; окна: замену оконных блоков на лестничных площадках; двери: окраску дверных блоков подъездов; благоустройство: восстановление разрушенных участков подходов и дорожек к подъездам, ремонт площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Определением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 июня 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 февраля 2022 года, исковые требования военного прокурора удовлетворены: на Минобороны России возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, улица Калинина, дом 28/2, в объёмах, указанных в дефектном акте N 2 от 23 сентября 2020 года и ведомости объёмов работ от 23 сентября 2020 года, а именно выполнить: благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование); на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, улица Калинина, дом 28/2, в соответствии с дефектным актом N 2 от 23 сентября 2020 года и ведомостью объёмов работ от 23 сентября 2020 года.
10 апреля 2022 года и 06 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Минобороны России, поданные через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 23 марта 2022 года и 27 мая 2022 года соответственно, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений. При этом, Минобороны России просит принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, а ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Так, по мнению представителя Минобороны России, возлагая обязанность произвести капитальный ремонт придомовой территории (замощение и асфальтирование), а также устанавливая сроки его выполнения, суды не обсудили и не выяснили объём работ и затрат, которые должен понести собственник для исполнения решения суда, а также не выяснили, являются ли установленные судом сроки реальными, а решение исполнимым.
По мнению представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России объём исковых требований военного прокурора не подтверждён какими-либо достоверными и допустимыми доказательствами. Судами не учтено, что 03 ноября 2021 года договор управления жилым фондом N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года расторгнут, а спорный дом исключён с 01 декабря 2021 года из реестра лицензий. Обязанность по проведению как капитального, так и текущего ремонта МКД лежит на собственнике (Минобороне России). Срок, установленный судами, является неразумным, поскольку для включения объекта в титул текущего ремонта необходимо проведение технического обследования объекта, определения стоимости работ.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 года и от 08 июня 2022 года кассационные жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Минобороны России переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, изучив письменные возражения военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки исполнения должностными лицами Минобороны России законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении жилищным фондом - многоквартирным жилым домом N 28/2 по улице Калинина в городе Комсомольске-на-Амуре, установлено, что Минобороны России является собственником указанного МКД, который на основании договора управления жилищным фондом, закреплённым за вооруженными силами Российской Федерации N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года, передан в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с 01 октября 2017 года.
Согласно дефектному акту N 2 от 23 сентября 2020 года, ведомостью объёмов работ от 23 сентября 2020 год, акту осмотра многоквартирного жилого дома от 25 января 2021 года, спорный жилой дом находится в ненадлежащем состоянии, требует проведения капитального и текущего ремонта.
В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы 30 января 2021 года руководителю филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по проведению ремонта объектов не принято.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение о Минобороны России), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление, в пределах компетенции, правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Минобороны России организует выполнение работ по капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов (подпункт 68 пункта 7 Положения о Минобороны России).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков.
Согласно пункту 6 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N 860 (далее - Руководство N 860), ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).
Пунктом 14 Руководства N 860 установлено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы, контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре, взаимодействие с органами местного самоуправления принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов.
Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суды первой и апелляционной инстанции сославщись на положения Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Положение о Минобороны России, утверждённое Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Приказ Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года N 155, Устав ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённый приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607, исходили из того, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, улица Калинина, дом 28/2, нуждается в проведении капитального и текущего ремонта, а ни Минобороны, ни ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как управляющая организация от лица собственника МКД, надлежащих мер к проведению ремонта не принимают, в связи с чем, нарушаются жилищные права нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объёме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 разъяснено, что доказывание по административным делам осуществляется при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, оказывается существенно ущемлённым, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 5 марта 2004 года N 82-0 и др.).
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Так, возлагая на Минобороны России обязанность по проведению капитального ремонта, а на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность по проведению текущего ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, улица Калинина, дом 28/2, в объёмах, указанных в дефектном акте N 2 от 23 сентября 2020 года и ведомости объёмов работ от 23 сентября 2020 года, суды не приняли во внимание положения действующего законодательства, не учли организационную структуру Минобороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений Минобороны России, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за проведение как капитального, так и текущего ремонтов, а также не выяснили, являются ли установленные судом сроки реальными, а решение исполнимым.
Кроме этого, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие необходимость проведения капитального и текущего ремонта со ссылкой на строительные и иные нормы, с указанием конкретных объёмов работ и затрат, которые должны произвести административные ответчики для исполнения решения.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, в связи с чем, состоявшийся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 февраля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.