Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 декабря 2021 года, принятые по административному делу N 2а-3909/2021 по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска, в котором просил обязать администрацию города Хабаровска в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить безопасность объекта, расположенного по адресу: "адрес", для населения и окружающей среды, путем принятия мер, препятствующих несанкционированному доступу неопределенного круга лиц к указанному дому в целях предупреждения вреда жизни и здоровью граждан, а именно установить защитное ограждение в соответствии с требованиями СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ 23407-78.
В обоснование административного иска прокурором указано, что заключением межведомственной городской комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу; полностью расселен, но не снесен. В настоящее время дом находится в неудовлетворительном состоянии, является заброшенным, представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан. Администрация г. Хабаровска как орган местного самоуправления несет бремя его содержания, поэтому должна ограничить доступ на него посторонних лиц.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО7, ФИО8, ФИО21 Ж.И, ФИО13, ФИО9, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации "адрес".
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. На администрацию города Хабаровска возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность объекта, расположенного по адресу: "адрес", для населения и окружающей среды, путем принятия мер, препятствующих несанкционированному доступу неопределенного круга лиц к указанному дому в целях предупреждения вреда жизни и здоровью граждан, а именно установить защитное ограждение в соответствии с требованиями СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ 23407-78.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 декабря 2021 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 августа 2021 года изменено. Абзац второй резолютивной части решения суда первой инстанции изложен в следующей редакции: "Возложить на администрацию города Хабаровска обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к дому 15 по "адрес" путем установки защитного ограждения в соответствии с требованиями СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ Р 58967-2020".
25 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Хабаровска, поданная через Индустриальный районный суд города Хабаровска 1 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на отсутствие со стороны администрации г. Хабаровска какого-либо бездействия. Администрация города Хабаровска приняла меры по ограждению объекта сигнальной лентой, установкой знака безопасности, проводит рейдовые мероприятия и информирует население. Кроме того, многоквартирный "адрес" не является полностью муниципальной собственностью. Нормы СНиП 12-01-2004 и ГОСТ Р 58967-2020 в данном случае не применимы. Срок для выполнения возложенных судом работ является заведомо неисполнимым.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании заключения городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу" постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о сносе указанного дома и расселении граждан, проживающих в жилых помещениях указанного дома.
Пунктами 2.1, 2.2 данного постановления поручено управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города организовать работы по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях в "адрес", до начала работ по сносу указанного дома в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из реестра (учета) жилых помещений муниципального жилищного фонда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ "адрес", 4, 6, 8, 9 "адрес" находятся в муниципальной собственности на основании постановления главы администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N
Из выписки ЕГРН следует, что "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0051029:41, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли многоэтажной застройки.
В соответствии с пунктом 3 протокола заседания межведомственной рабочей группы администрации г. Хабаровска по решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности граждан на заброшенных, бесхозных, недостроенных объектах от 7 июня 2018 года N11 двухэтажный разрушенный многоквартирный дом, расположенный по "адрес" включен в сводный перечень опасных объектов расположенных на территории г. Хабаровска. Решением межведомственной рабочей группы администрации г. Хабаровска по решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности граждан на заброшенных, бесхозных, недостроенных объектах постановлено принять меры по устройству временного ограждения объектов, представляющих опасность и размещению на них предупредительных аншлагов о возможной опасности нахождения на "опасном объекте" (пункт 1.6 протокола от 7 июня 2018 года N11).
Согласно пункту 2 решения комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 7 декабря 2018 года N38, заместителям мэра города, председателям комитетов по управлению районами предписывается принимать срочные меры по ограждению объекта сигнальной лентой, установкой знака безопасности "Стой! Опасный объект!" и информированию населения.
Прокуратурой Индустриального района города Хабаровска проведена проверка исполнения федерального законодательства о содержании объектов незавершенного строительства и заброшенных объектов. Проведенной проверкой установлено, что "адрес" полностью расселен, но не снесен.
Как следует из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Индустриального района г. Хабаровска, с приложением фототаблицы, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 59 мин. произведен осмотр объекта капитального строительства, расположенного в районе "адрес". Установлено, что на участке расположен частично разрушенный жилой дом, ограждение отсутствует, доступ на объект ничем не ограничен. Нахождение на указанном объекте создает угрозу жизни и здоровью.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пришел к выводу о том, что здание находится в аварийном полуразрушенном состоянии, на месте дома имеются фрагменты строительных конструкций и перекрытий, ограждения отсутствуют, имеется доступ к нему неограниченного круга лиц, в связи с чем имеется угроза возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда первой суда, установив, что ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия (введен Постановлением Госстроя СССР от 13 декабря 1978 N232) монтажных работ утратил свою силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 18 августа 2020 года N504-ст. Взамен введен ГОСТ Р 58967-2020, изменил решение в части возложения обязанности на администрацию г. Хабаровска, в соответствии с требованиями СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ Р 58967-2020.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающей территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на орган местного самоуправления возложено: осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "г"); организация и проведение аварийно-спасательной другой неотложной работы, а также поддержание общественного порядка при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "е").
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и субъект собственности обязан совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Как следует из материалов дела с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу прошло более пяти лет, при этом меры к сносу указанного дома не предприняты, обязанность по организации безопасности объекта, находящегося в аварийном состоянии, административным ответчиком не исполнена.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, поскольку материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимости находится в аварийном состоянии, длительное время не используется по назначению, имеет разрушения, при этом свободный доступ в здание не ограничен, в связи с чем оно является потенциально опасным с точки зрения общественной безопасности, административным ответчиком мер, направленных на предупреждение возможного вреда не принято, судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы о том, что СНиП 12-0102004 и ГОСТ 58967-2020 в данном случае не применимы, СНиП 12-0102004 носит рекомендованный характер, подлежат отклонению, так как применение указанных нормативных актов осуществляется в обязательном порядке в части требований, установленных пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
Доводы кассационной жалобы о недостаточности установленного судом срока для исполнения возложенных на администрацию города Хабаровска обязанностей, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, принятых по административному делу, поскольку данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание при прекращении его эксплуатации. Кроме того, административный ответчик согласно части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения, представив для этого соответствующие доказательства.
Доводы административного ответчика о выполненных мероприятиях, которые, по его мнению, свидетельствуют о достаточности принятых мер, направленных на ограничение доступа в вышеуказанное аварийное здание, о не подтверждении факта незаконного бездействия администрации города Хабаровска были предметом оценки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации города Хабаровска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.