Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Левинченко О.Ю. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Левинченко О.Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 апреля 2022 года, удовлетворено административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - УФНС России по Камчатскому краю, налоговый орган) о взыскании с Левинченко О.Ю. задолженности по налогам и пени: с Левинченко О.Ю. в пользу УФНС России по Камчатскому краю взыскана недоимка за 2019 год по транспортному налогу в сумме 49 500 рублей, пеня по транспортному налогу в сумме 448 рублей 80 копеек; недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 978 рублей, пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 8 рублей 87 копеек (всего взыскано 50 935 рублей 67 копеек). Кроме того с административного ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 728 рублей.
6 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Левинченко О.Ю, поданная им 21 апреля 2022 года через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Ходатайство административного ответчика об отложении судебного разбирательства оставлено без удовлетворения. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 апреля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из содержания статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обязанность налогоплательщика по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется, если иное не предусмотрено статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации); уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьёй.
В свою очередь, статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на следующие имущество: жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных статьёй 408 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в 2019 году Левинченко О.Ю. являлся собственником квартир 7 и 8 в "адрес" края. Кроме того за административным ответчиком в 2019 году были зарегистрированы два транспортных средства: моторное судно "Костромич", 1967 года постройки, стационарный двигатель мощностью 180 л. с, идентификационный (бортовой) номер N; моторное судно "Кентавр", 1998 года постройки, стационарный двигатель мощностью 150 л. с, идентификационный (бортовой) номер N
Согласно письменной информации от 27 сентября 2021 года NГИМС, представленной Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю по запросу суда первой инстанции, по сведениям базы АИС Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю за Левинченко О.Ю. маломерное судно "Костромич", идентификационный номер N, было зарегистрировано с 3 октября 2006 года по 6 июля 2020 года, а маломерное судно "Кентавр", идентификационный номер N - с 17 июля 2006 года по 6 июля 2020 года.
В свою очередь, факт нахождения квартир, расположенных по адресам: "адрес", в собственности Левинченко О.Ю. на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справками Государственного унитарного предприятия "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации".
2 октября 2020 года административному ответчику направлено заказной почтой налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N о необходимости уплаты в срок до 1 декабря 2020 года транспортного налога за 2019 год в сумме 49 500 рублей и налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 978 рублей (налог на имущество рассчитан с учётом льготы налогообложения, предусмотренной подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении "адрес" в "адрес").
В связи с неуплатой указанных сумм транспортного налога и налога на имущество физических лиц налоговый орган направлял Левинченко О.Ю. требование от 4 февраля 2021 года N, в котором предлагал в срок до 30 марта 2021 года уплатить имевшуюся недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в общей сумме 50 478 рублей (49 500 рублей + 978 рублей), а также начисленную пеню по транспортному налогу в размере 448 рублей 80 копеек и пеню по налогу на имущество физических лиц в размере 8 рублей 87 копеек.
Судебный приказ от 9 июля 2021 года по делу N, вынесенный мировым судьёй судебного участка N 10 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края, о взыскании с административного ответчика указанных выше сумм недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, а также сумм пеней отменён мировым судьёй 16 июля 2021 года в связи с поступлением от Левинченко О.Ю. возражений относительно его исполнения.
Административное исковое заявление УФНС России по Камчатскому краю о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени подано в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 14 сентября 2021 года.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что Левинченко О.Ю. не исполнил установленную законом обязанность по оплате задолженности по транспортному налогу за 2019 год, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, а также начисленной на имевшуюся задолженность пени, основания для его освобождения от соответствующей обязанности отсутствуют, досудебный порядок взыскания налогов с физического лица, а также сроки обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки налоговым органом соблюдены, расчёт взыскиваемых с административного ответчика сумм является верным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Ссылки Левинченко О.Ю. в кассационной жалобе на то, что он не получал налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N, несостоятельны, поскольку в материалах дела имеются доказательства направления данного налогового уведомления 2 октября 2020 года заказной почтой по адресу места жительства административного ответчика ("адрес") (т. 1 л.д. 13). Как уже указывалось выше, в силу прямого указания пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вопреки доводам кассационной жалобы, УФНС России по Камчатскому краю обратилось к мировому судье судебного участка N 10 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Левинченко О.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 49 500 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 978 рублей, пени по транспортному налогу в размере 448 рублей 80 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 8 рублей 87 копеек 2 июля 2021 года, то есть в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования от 4 февраля 2021 года N 6920 (30 марта 2021 года), как того требует пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогично, налоговым органом был соблюдён и шестимесячный срок на обращение в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с настоящим административным исковым заявлением после вынесения мировым судьёй 16 июля 2021 года определения об отмене судебного приказа от 9 июля 2021 года N (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы административного ответчика о том, что указанные налоговым органом маломерные судна, а также объекты недвижимости в 2019 году ему не принадлежали, не подтверждаются материалами дела.
Поскольку отмена или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, а доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных решении и апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении нижестоящими судами норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Левинченко О.Ю. не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левинченко О.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.