Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области на решение Михайловского районного суда Амурской области от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 1 февраля 2022 года, принятые по административному делу N 2а-412/2021, по административному иску прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к главе Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Скарлухина М.А, полагавшего оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Михайловского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Михайловский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на главу Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области обязанность разработать и утвердить схему водоотведения сточных вод с. Поярково в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 5 сентября 2013 года N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения"; организовать в соответствии с утвержденной схемой водоотведения сточных вод с. Поярково водоотведение на территории с. Поярково, в том числе в районе проезда от "адрес" до "адрес", в районе "адрес", между "адрес" и "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой Михайловского района проверки исполнения администрацией Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области требований законодательства в сфере водоотведения выявлены нарушения, установлено, что администрацией Поярковского сельсовета обязанность по организации на территории "адрес" водоотведения не исполняется, схема водоотведения "адрес" не разработана и не утверждена, работы по водоотведению, в том числе в районе проезда от "адрес" до "адрес", в районе "адрес" не проводятся, что ведет к подтоплению дождевыми водами земельных участков (огородов, дворовых территорий). Установлено, что между "адрес" и "адрес" находится болото. В связи с непроведением работ по водоотведению на указанном участке местности вода стекает на земельные участки, в том числе, расположенные по "адрес", что приводит их подтоплению. Полагает, что администрация Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области допустила неисполнение требований законодательства в сфере водоотведения, что ведет к существенному нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на обеспечение и повышение комфортности условий проживания, а также создает угрозу подтопления "адрес", и, как следствие, возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Поярковского сельсовета Михайловского района, в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Михайловского района Амурской области.
Решением Михайловского районного суда Амурской области от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 1 февраля 2022 года требования прокурора удовлетворены частично.
На администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области возложена обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области водоотведение в соответствии со Схемой водоснабжения и водоотведения Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области до 2029 года, утвержденной постановлением главы Поярковского сельсовета N от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
16 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, поданная через Михайловского районного суда Амурской области 23 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что водоотводные канавы являются элементом обустройства автомобильной дороги, предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, кроме того, предотвращают возможность подтопления дорог и земельных участков. Обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентом и другим нормативным документом, содержание автомобильных дорог внутри поселений лежат на муниципальных районах. Обязанность по организации водоотведения не входит в перечень полномочий органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, закрепленный в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Основанием для прокурорской проверки послужили обращения граждан ФИО5 и ФИО6, которые просили устранить причины подтопления именно их участков, организация водоотведения в с. Поярково не входила в их просьбы. Таким образом, обращение прокурора с административным иском, в основание которого положено обращение граждан об устранении подтопления их земельных участков, не связано с организацией централизованного водоотведения всего села. Ссылаются на невозможность организовать отвод поверхностных сточных вод без создания (строительства) централизованной системы водоснабжения и водоотведения. Стоимость разработки проектно-сметной документации на реконструкцию очистных сооружений, которые являются частью централизованной системы водоотведения, и строительства централизованных сетей водоотведения с. Поярково является неподъемной для бюджета муниципального образования с. Поярково.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 года кассационная жалоба администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся административных ответчиков и заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая заявленные требования прокурора, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции установил, что схема водоснабжения и водоотведения Поярковского сельского совета имеется, утверждена постановлением главы Поярковского сельсовета N189 от 24 декабря 2014 года, в связи с чем отказал в удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности на ответчика по разработке и утверждении такой схемы.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о допущенном со стороны администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области незаконном бездействии, выразившимся в ненадлежащей организации на территории сельского поселения водоотведения поверхностных сточных вод в соответствии с утвержденной Схемой водоснабжения и водоотведения, что ведет к существенному нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, обеспечение и повышение комфортности условий проживания, создает угрозу подтопления территории с. Поярково, возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее Федеральный закон N131-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определяются Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 4.3 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4, 8 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" к вопросам местного значения сельского поселения области относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 4, 9 статьи 4 Устава Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, принятого решением Поярковского сельского Совета народных депутатов от 28 апреля 2011 года N 35/151.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу части 1 статьи 10 названного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 названного Федерального закона).
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суды обоснованно пришли к выводу, что организация в границах сельского поселения отведения дождевых и талых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование системы водоотведения и обеспечивающих предотвращение подтопления территории сельского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления сельского поселения в пределах своих полномочий.
Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением главы Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области от 24 декабря 2014 г. N 189 в целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Уставом Поярковского сельсовета была утверждена схема водоснабжения и водоотведения Поярковского сельсовета Михайловского муниципального района Амурской области.
Из указанной схемы водоснабжения и водоотведения Поярковского сельсовета Михайловского муниципального района Амурской области до 2029 года, разработанной в 2014 году ООО "ИВЦ "Энергоактив" и утвержденной вышеуказанным постановлением, на дату разработки схемы в Поярковском сельсовете централизованная система водоотведения отсутствует. На территории поселения ливневая канализация отсутствует. Отвод дождевых и талых вод не регулируется и осуществляется в пониженные места существующего рельефа. Вместе с тем организация поверхностного стока на территории сельского поселения имеет большое значение, так как является не только фактором благоустройства поселения, но и способствует уменьшению инфильтрации осадков в грунт. Основной задачей организации поверхностного стока является выполнение вертикальной планировки территории для отвода дождевых и талых вод путем сбора водоотводящими системами. Схемой водоотведения предусмотрен перечень основных мероприятий по улучшению существующего положения в сфере водоотведения Поярковского сельсовета на 2014-2029 годы, которые направлены на повышение благообеспеченности населения с.Поярково. К их числу отнесено строительство сетей водоотведения - срок реализации 2015-2018 годы. В результате реализации мероприятий схемы водоотведения ожидается достижение таких целевых показателей, как: повышение качества и надежности водоотведения; улучшение экологической обстановки; повышение благообеспеченности населения Поярковского сельсовета.
В ходе проведенной прокуратурой Михайловского района Амурской области проверки, в связи с поступившими жалобами жителей с. Поярково, установлено, что обязанность по организации на территории с.Поярково водоотведения администрацией Поярковского сельсовета должным образом не исполняется, работы по водоотведению, не проводятся, что ведет к подтоплению дождевыми водами земельных участков, огородов, дворовых территорий.
Установив указанные обстоятельства, учитывая истечение предусмотренных Схемой водоснабжения и водоотведения сроков реализации соответствующих мероприятий, направленных, в том числе, и на организацию поверхностного стока на территории сельского поселения, отсутствие доказательств, подтверждающих принятие административным ответчиком надлежащих мер, направленных на организацию отвода дождевых и талых вод, суды обоснованно пришли к выводу о том, что администрацией Поярковского сельского совета Михайловского района Амурской области допущено незаконное бездействие по организации на территории сельского поселения водоотведения поверхностных сточных вод, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения.
Доводы кассационной жалобы о том, что водоотводные канавы являются элементом обустройства автомобильных дорог, обязанность по содержанию которых в данном случае относится к вопросам местного значения муниципального района, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и обоснованно мотивированно отклонены, поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено, что подтопление территории сельского поселения является исключительно следствием ненадлежащего содержания водоотводных канав, являющихся элементами системы водоотвода автомобильных дорог общего пользования местного значения, в условиях принятия органом местного самоуправления сельского поселения достаточных и эффективных мер по организации на территории сельского поселения надлежащего водоотведения, обеспечивающего отвод поверхностных сточных вод, в том числе выполнения мероприятий, реализация которых предусмотрена утвержденной схемой водоснабжения и водоотведения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии возможности организации отвода поверхностных
сточных вод без создания централизованной системы водоснабжения и водоотведения, о неподъемности для местного бюджета стоимости работ по строительству централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения, также были рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции. Указанные доводы не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку судами оспариваемое решение об удовлетворении требований прокурора принято с учетом утвержденной и действующей Схемы водоснабжения и водоотведения на территории поселения, и исходя из полномочий и обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления действующим законодательством по решению вопросов местного значения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска и возложения на ответчика обязанности по организации на территории Поярковского сельсовета водоотведения в соответствии с утвержденной Схемой в связи с тем, что земельные участки граждан, обратившихся с жалобой в прокуратуру, подтапливаются по иным причинам, водой из болота, являются несостоятельными.
Из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что вне зависимости от причин затопления территории сельского поселения административный ответчик должен принимать меры, направленные на организацию и обеспечение надлежащего водоотведения в границах сельского поселения с целью обеспечения благоприятной и комфортной среды проживания, предупреждения чрезвычайных ситуаций.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Михайловского районного суда Амурской области от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.