Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцева О.А., рассмотрев кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2022 года, которым отменено определение судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 25 февраля 2022 года об оставлении без движения административного искового заявления по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Комсомольского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непроведении мероприятий по реализации полномочий по проектированию и строительству коммунальной и транспортной инфраструктур (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, автомобильная дорога местного значения с твёрдым покрытием) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающих поставку коммунальных услуг и подъезд к территории компактно размещенных земельных участков, сформированных, предоставленных и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; возложить на административного ответчика обязанности в срок до 31 декабря 2023 года выполнить действия по проектированию и строительству коммунальной и транспортной инфраструктур (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, автомобильная дорога местного значения с твёрдым покрытием) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающих поставку коммунальных услуг и подъезд к территории компактно размещённых земельных участков, сформированных, предоставленных и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 19 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 мая 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления прокурора отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2021 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 мая 2021 года отменены. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Комсомольский районный суд Хабаровского края в ином составе судей.
Определением судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 25 февраля 2022 года административное исковое заявление прокурора Комсомольского района (в рамках возвращенного на новое рассмотрение административного делая) оставлено без движения на основании части 1 статьи 130 КАС РФ.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2022 года определение судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 25 февраля 2022 года отменено. Административное дело направлено в тот же суд для рассмотрения по существу.
23 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Правительства Хабаровского края, поданная через Комсомольский районный суд Хабаровского края 12 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2022 года.
В обоснование своей позиции кассатор указал, что судья апелляционной инстанции, отменяя определение судьи первой инстанции необоснованно пришёл к выводу, что административное исковое заявление не могло быть оставлено без движения, поскольку суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, передал дело на новое рассмотрение в ином составе судей, следовательно, определение о принятии административного иска к производству суда, в соответствии с требованиями части 1 статьи 127 КАС РФ, судьёй, которому дело передано, не принималось.
На основании статьи 327.1 КАС РФ кассационная жалоба Правительства Хабаровского края рассмотрена единолично судьёй без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья суда кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2022 года в кассационном порядке не усматривается.
Как следует из материалов дела, первоначально прокурор Комсомольского района обратился в суд с настоящим административным иском к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края 16 октября 2020 года, оно было принято к производству суда, возбуждено административное дело, и после рассмотрения по существу судами первой и апелляционной инстанции приняты судебные акты.
Отменяя данные судебные постановления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции своим определением от 15 декабря 2021 года направило именно административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Оставляя вышеуказанное административное исковое заявление без движения, судья первой инстанции исходил из того, что не представлены документы, подтверждающие невозможность лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском и круг которых определён, невозможность обратиться в суд самостоятельно, административному истцу предложено в пятидневный срок со дня получения данного определения устранить указанные недостатки.
Отменяя определение судьи первой инстанции об оставлении административного искового заявления без движения, судья апелляционной инстанции исходил из того, что административное исковое заявление не является вновь поступившим, принято к производству суда, дело рассмотрено по существу, а после отмены решения направлено на новое рассмотрение, в связи с чем, административное исковое заявление не могло быть оставлено без движения.
Нахожу выводы судьи апелляционной инстанции правильными.
Согласно положениям главы 12 КАС РФ применение статей 128 КАС РФ (отказ в принятия административного искового заявления), 129 КАС РФ (возвращение административного искового заявления), 130 КАС РФ (оставление административного искового заявления без движения) возможно только на стадии возбуждения административного дела. После завершения этой стадии применение положений, закреплённых в перечисленных статьях, в стадии рассмотрения дела по существу не предусмотрено.
При этом, следует отметить, что если в процессе рассмотрения дела выяснится, что при подаче административного искового заявления не были полностью соблюдены требования КАС РФ, то указанные недостатки подлежат устранению в ходе судебного заседания.
Поскольку по данному делу административное исковое заявление прокурора не только было принято к рассмотрению, но и разрешено судом по существу, а после отмены решения суда дело направлено на новое рассмотрение, следует признать, что у судьи не имелось оснований для оставления без движения административного искового заявления, в связи с чем постановленное им определение является незаконным.
С учётом изложенного, доводы кассационной жалобы о незаконности оспариваемого апелляционного определения не могут быть признаны обоснованными, нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права не подтверждают, основаны на неправильном толковании заявителем норм права.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Судья О.А. Зайцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.