Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Петрова "данные изъяты" к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петров А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным пункта 29 протокола N от 29 июля 2021 года заседания Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником дачного дома и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в части изменения территориальной зоны земельного участка с Л-1 на Ж-2А. Заключением комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки г. Якутска от 29 июля 2021 года N ему отказано в удовлетворении заявления в связи с несоответствием направленного предложения Генеральному плану г. Якутска.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку отсутствуют доказательства отнесения земельного участка к территориальной зоне естественных ландшафтов, а также полагает, что отказ принят без учета фактического использования земельного участка.
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года, административный иск Петрова А.Е. удовлетворен, пункт 29 протокола заседания Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" от 29 июля 2021 года N признан незаконным, на Комиссию по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Петрова А.Е. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
11 мая 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска Кривогорницыным А.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 23 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Петровым А.Е. требований.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика указывает, что судами не учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно территориальная зона, в которой расположен земельный участок административного истца, в отношении которой градостроительные регламенты не подлежат установлению, на данной территории действует лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Петровым А.Е. требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, руководствуясь положениями земельного и градостроительного законодательства и исходя из того, что принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок имеет вид разрешенного использования: под садоводство и огородничество, на земельном участке возведен дачный дом, проектом планировки и межевания территории земельный участок предусмотрен для индивидуального жилищного строительства, и административным ответчиком не предоставлено доказательств установления территориальной зоны Л-1 в отношении земельного участка в соответствии с генеральным планом городского округа "город Якутск", пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа в удовлетворении заявления Петрова А.Е. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа " "адрес"".
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 части 2 указанной статьи основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Как следует из материалов дела, Петрову А.Е. на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 14:36:108045:82 и дачный дом, расположенные по адресу: "адрес", земельный участок предоставлен на основании решения горисполкома N-р от ДД.ММ.ГГГГ, имеет разрешенное использование: под садоводство и огородничество.
29 апреля 2021 года Петров А.Е. обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в виде перевода земельного участка с кадастровым номером N из территориальной зоны Л-1 (зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков) в зону Ж-2А (для индивидуального жилищного строительства).
Заключением Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" от 29 июля 2021 года N Петрову А.Е. отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в связи с несоответствием поступившего предложения Генеральному плану городского округа "город Якутск".
Между тем согласно представленным Окружной администрацией г. Якутска сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Генеральным планом г. Якутска территория, в границах которой расположен принадлежащий административному истцу земельный участок, отнесена к функциональной зоне застройки сезонного проживания, по проекту планировки и проекту межевания территории кварталов "адрес", утвержденным распоряжением главы городского округа "город Якутск" от 8 августа 2017 года N 1302р, земельный участок с кадастровым номером N предусмотрен для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах установление в отношении спорного земельного участка Правилами землепользования и застройки г. Якутска территориальной зоны Л-1 создает препятствия для осуществления административным истцом своих прав и законных интересов, как собственника земельного участка, и эффективного его использования.
В этой связи, учитывая отсутствие доказательств соответствия установления территориальной зоны Л-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером N Генеральному плану городского округа "город Якутск", а также его фактическому целевому использованию, в том числе определенному в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории, суды пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения и необходимости возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Петрова А.Е. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска в отношении указанного земельного участка.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, примененных при разрешении дела, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основанием для отмены решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, не допущено, выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.