Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ковровой Марии Викторовны, Коврова Кирилла Гаврильевича к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коврова М.В. и Ковров К.Г. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИЗО ОА города Якутска) в представлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", выраженный в уведомлении от 06 августа 2021 года N 3497-ДИЗО/21; возложить на административного ответчика обязанность в установленные сроки и порядке осуществить действия по предварительному согласованию предоставления административным истцам испрашиваемого земельного участка в собственность.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года, административные исковые требования Ковровой М.В. и Коврова К.Г. удовлетворены: решение ДИЗО ОА города Якутска N 3497-ДИЗО/21 от 06 августа 2021 года признано незаконным; на ДИЗО ОА города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями закона.
23 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 12 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на невозможность исполнения решения суда, поскольку на испрашиваемый земельный участок оформлено право собственности на ФИО9 на основании свидетельства о праве на наследство, согласно которому супругу ФИО9 - ФИО11 испрашиваемый земельный участок принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2022 года кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Частью 1 статьи 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в собственность или аренду (по их выбору) для ведения личного подсобного хозяйства, сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
Основания для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, установлены пунктом 8 статьи 39.15 и статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 июля 2021 года Коврова М.В. и Ковров К.Г, как многодетная семья, обратились в ДИЗО ОА города Якутска с заявлением о предоставлении им земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Три сосны, для использования "под индивидуальный жилой дом".
Решением ДИЗО ОА города Якутска, изложенным в письме от 06 августа 2021 года за N 3497-ДИЗО/21, Ковровой М.В. и Коврову К.Г. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и указано, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26 июля 2021 года N 07-070183, на испрашиваемом земельном участке установлен лесохозяйственный регламент для лесных массивов, утверждённый постановлением "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия) N 242п от 11 октября 2013 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14 октября 2021 года, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 07 апреля 2016 года, определён вид разрешенного использования "под индивидуальный жилой дом", сведения о наличии ограничений либо обременений не имеется.
Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26 июля 2021 года за N 07-070183, следует, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне "Ж-2А" (зона для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска); ограничение по линии градостроительного регулирования (красные линии) "соответствует", по проекту планировки территории "территория общего пользования"; по проекту межевания территории "соответствует"; имеет экологические ограничения, установленные в соответствии с лесохозяйственным регламентом для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", воздушные подходы аэродрома Якутск (ПЗЗ).
Таким образом, вид разрешённого использования испрашиваемого земельного участка относится к зоне Ж-2А, которая предусматривает строительство индивидуальных жилых домов, в связи с чем, данный земельный участок разрешено использовать в заявленных Ковровой М.В. и Ковровым К.Г. целях "под индивидуальный жилой дом".
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск", утверждённые решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, установили, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в территориальной зоне "Ж-2А" (зоне индивидуального жилищного строительства), и пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ДИЗО ОА города Якутска не представлено.
Доказательств отнесения испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне Р-5 в материалах дела не имеется, и административным ответчиком, на которого в силу требований КАС РФ лежит обязанность доказывания законности принятого решения, не представлено.
Указание в кассационной жалобе на то, что на испрашиваемый земельный участок оформлено право собственности на ФИО9, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данный довод не являлся основанием для принятия оспариваемого решения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Несогласие ДИЗО ОА города Якутска с оценкой судами перовой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.