Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Баженова В.Г. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Массаева "данные изъяты" и Массаевой "данные изъяты" к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Масссаев П.П. и Массаева Т.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее также Департамент) о признании незаконным решения от 26 августа 2021 года N и возложении обязанности дать согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Заявленные требования административными истцами мотивированы тем, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N площадью 942 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ они обратились к административному ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с ранее полученным согласием, в ответ на которое оспариваемым решением Департамент отказал в заключении соглашения на том основании, что запрашиваемый участок не соответствует проекту межевания территории, так как градостроительным документом предусмотрено формирование земельного участка площадью 1083 кв.м, тогда как площадь запрашиваемого к перераспределению участка составляет 1119 кв.м, а также координата поворотной точки N по сведениям ЕГРН не соответствует координате поворотной точке N в сведениях о земельном участке, имеющихся в согласии на перераспределение от ДД.ММ.ГГГГ.
С данным решением они не согласны, считают его незаконным, нарушающим их права, поскольку разница площадей между образованным земельным участком и предусмотренным проектом межевания составляет 36 кв.м, то есть не превышает допустимые законом десять процентов. Приведенная в отказе информация о несоответствии координат поворотных точек является необоснованной, поскольку участок сформирован в существующих границах и поставлен на кадастровый учет.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года, исковые требования Массаева П.П. и Массаевой Т.А. удовлетворены, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 26 августа 2021 года N признан незаконным, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов от 11 мая 2021 года N о заключении соглашения на образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером N.
4 мая 2022 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Баженовым В.Г. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 23 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Массаевыми требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на законность отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с противоречием сведений о земельном участке его характеристикам, имеющимся в согласии на перераспределение, а также несоответствием земельного участка проекту межевания территории квартала " "данные изъяты"" г. Якутска в части площади образуемого в результате перераспределения земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 19 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Как следует из материалов административного дела, Массаеву П.П. и Массаевой Т.А. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:106083:6, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 942, 12 кв.м.
9 сентября 2020 года Массаев П.П. и Массаева Т.А. обратились к административному ответчику с заявлением о перераспределении указанного земельного участка, в ответ на которое 13 октября 2020 года Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска дано согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с проектом межевания территории квартала " "данные изъяты"" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 18 июня 2019 года N 1954зр.
ДД.ММ.ГГГГ образованный путем перераспределения земельный участок площадью 1119 кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N.
11 мая 2021 года Массаев П.П. и Массаева Т.А. обратились в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Якутска с заявлением о заключении соглашения о перераспределении в отношении образованного земельного участка, по результатам рассмотрения которого Департамент письмом от 26 августа 2021 года N сообщил заявителям о невозможности заключения соглашения, поскольку запрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории квартала " "данные изъяты"" городского округа "город Якутск", утвержденному распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 18 июня 2019 года Nзр, который предусматривает формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1083 кв.м, а также указано, что координата поворотной точки N в сведениях из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует координате поворотной точки N, приведенных в сведениях о земельном участке, приложенных к письму о согласии от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Массаевым П.П. и Массаевой Т.А. требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и установив расхождение в площади образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории квартала " "данные изъяты"" г. Якутска, утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 18 июня 2019 года N 1954зр, на 36 кв.м, что не превышает предусмотренные частью 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации 10 процентов, пришли к выводу о несоответствии требованиям закона отказа административного ответчика в заключении с административными истцами соглашения о перераспределении земельных участков.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам административного дела и исследованным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные земельные правоотношения, по своей сути направлены на иную оценку установленных на основании представленных сторонами доказательств фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.