Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Сабарайкиной В.И. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Неустроевой "данные изъяты" к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Неустроева К.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 15 октября 2021 года N об отказе в перераспределении земельного участка и возложении обязанности направить ей согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В обоснование заявленных требований административный истец сослалась на принадлежность ей земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 700 кв.м. с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, однако оспариваемым решением ей было отказано в связи с тем, что границы запрашиваемого земельного участка пересекают красные линии.
С данным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку проектом межевания и планировки территории квартала " "данные изъяты"" г. Якутска предусмотрено увеличение площади принадлежащего ей земельного участка, испрашиваемый для перераспределения земельный участок полностью расположен в территориальной зоне "Ж-2А", красные линии утверждены позднее постановки земельного участка на кадастровый учет, тем самым органом местного самоуправления при их утверждении не учтено существующее землепользование. Считает, что спорный земельный участок не относится к территориям общего пользования.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года, административные исковые требования Неустроевой К.Н. удовлетворены частично, признан незаконным отказ в перераспределении Неустроевой К.Н. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выраженный в уведомлении Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 15 октября 2021 года N, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Неустроевой К.Н. от 16 сентября 2021 года N (вх. N) о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в остальной части административного иска отказано.
4 мая 2022 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Сабарайкиной В.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 23 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Неустроевой К.Н. требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель настаивает на законности оспариваемого решения органа местного самоуправления в связи с расположением испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, границы которой определены красными линиями. Кроме того, при проведении обследования спорного земельного участка установлено самовольное занятие земельного участка с западной и восточной стороны, что свидетельствует о нарушении заявителем земельного законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Неустроева К.Н. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка площадью 700 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в результате которого образуется земельный участок площадью 1102 кв.м, на основании проекта межевания территории Nр от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения обращения ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска принято решение N об отказе в перераспределении земельного участка по тем основаниям, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают красные линии, установленные распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ Nзр "Об утверждении проекта планировки территории кварталов N, N, N, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Неустроевой К.Н. требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что испрашиваемый для перераспределения земельный участок соответствует виду разрешенного использования и проекту межевания территории квартала " "данные изъяты"" г. Якутска, которым предусмотрено увеличение площади земельного участка с кадастровым номером N в порядке перераспределения земельных участков на 400 кв.м. за счет неразграниченных земель, при этом земельный участок не пересекает красные линии и соответствует предельным размерам земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, поэтому пришли к выводу о противоречии требованиям закона оспариваемого решения об отказе в перераспределении земельного участка.
С указанными выводами судебная коллегия кассационного суда соглашается, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам административного дела и исследованным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перераспределение является одной из форм образования земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4. Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 11.7). Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только основания для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установленный в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим.
Согласно пункту 10 названной статьи решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 15 октября 2021 года N указанной норме не соответствует, поскольку не содержит предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа Неустроевой К.Н. в заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ей земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании его незаконным и удовлетворении заявленных Неустроевой К.Н. требований.
Не влечет признание законным оспариваемого решения наличие в нем ссылки на распоряжение Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ Nзр "Об утверждении проекта планировки территории кварталов N, N, N, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска", поскольку, как следует из представленных в дело чертежей проектов планировки и межевания территории спорный земельный участок красные линии не пересекает и не находится в границах территории общего пользования.
Доводы кассационной жалобы о самовольном занятии заявителем земельного участка не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела. При этом Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска не ссылался в своем решении на данное обстоятельство как основание к отказу в перераспределении земельных участков.
В целом доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают, по своей сути направлены на иную оценку установленных на основании представленных сторонами доказательств фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.