Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Ноева П.С. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ноевой-Кузьминой "данные изъяты" к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании действий и отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ноева-Кузьмина Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконными действий по отзыву согласованного фрагмента земельного участка от 1 марта 2016 года N из проекта межевания территории квартала " "данные изъяты"", утвержденного распоряжением главы городского округа "город Якутск" Nр от 12 сентября 2014 года, а также отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 10 марта 2016 года Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска согласовал перераспределение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 864 кв.м. В этой связи после проведения кадастровых работ и постановки на кадастровый учет образуемого в результате перераспределения земельного участка площадью 985 кв.м. с кадастровым номером N она обратилась за заключением соглашения о перераспределении, однако Окружная администрация г. Якутска отказала в заключении соглашения со ссылкой на отзыв первоначально согласованного фрагмента земельного участка из проекта межевания территории квартала N в связи с тем, что в результате перераспределения перекрывается проезд к земельному участку с кадастровым номером N, а также расположением запрашиваемых границ земельного участка на территории общего пользования.
С данными действиями и решением органа местного самоуправления она не согласна, считает их незаконными, нарушающими ее права и законные интересы, поскольку образуемый в результате перераспределения земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, запланированный на испрашиваемых землях проезд не соответствует строительным нормам по ширине.
Определениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2021 года и 2 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, в качестве заинтересованного лица - собственник земельного участка с кадастровым номером N Корякин Е.Д.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 года, административный иск Ноевой-Кузьминой Л.М. удовлетворен, действия Окружной администрации г. Якутска по отзыву фрагмента из проекта межевания территории квартала " "адрес"" за N 4141-ДГ от 1 марта 2016 года и действия Департамента земельных и имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска по отказу в заключении соглашения на образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером N признаны незаконными, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность рассмотреть заявление Ноевой-Кузьминой Л.М. о заключении соглашения на образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17 мая 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска Ноевым П.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 30 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Ноевой-Кузьминой Л.М. требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель указывает, что запрашиваемые границы земельного участка не соответствуют проекту межевании квартала "111", расположены на территории общего пользования, а приложенная к заявлению о перераспределении схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, что в силу подпункта 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в перераспределении земельного участка. Также ссылается на самовольный захват административным истцом испрашиваемого земельного участка и пропуск процессуального срока для обращения в суд без уважительных причин.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, 10 марта 2016 года Ноевой-Кузьминой Л.М. Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска дано согласие на заключение соглашения о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N площадью 864 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с утвержденным проектом межевания территории квартала " "данные изъяты"" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением от 12 сентября 2014 года N 1525р, в результате которого образуется земельный участок площадью 985 кв.м.
Образованный земельный участок указанной площади поставлен на кадастровый учет 19 октября 2018 года с присвоением кадастрового номера N, расположен в территориальной зоне Ж-2А, предназначенной для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем ответом на обращение от 30 апреля 2021 года Ноевой-Кузьминой Л.М. сообщено о невозможности заключения соглашения о перераспределении на образованный земельный участок с кадастровым номером N в связи с тем, что увеличение площади принадлежащего ей земельного участка в запрашиваемых границах не предусмотрено проектом планировки и межевания территории квартала " "данные изъяты"" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года N 797р, а также по причине расположения на испрашиваемой территории земель общего пользования (проездов) и перекрытия образуемым земельным участком доступа к земельному участку с кадастровым номером N.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, восстановив административному истцу срок обращения в суд и установив, что на момент дачи согласия органом местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельный участок соответствовал проекту межевания территории квартала " "данные изъяты"" городского округа "город Якутск", последующее внесение изменений в проект межевания территории после прохождения процедуры согласования перераспределения земельного участка, постановки его в испрашиваемом размере на кадастровый учет не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, а также учитывая, что доступ к земельному участку с кадастровым номером N имеется со стороны дороги и образуемым земельным участком не перекрывается, пришел к выводу о противоречии требованиям закона действий Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений по отзыву фрагмента из проекта межевания территории квартала " "данные изъяты"" и отказу административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Судебная коллегия кассационного суда не находит оснований не согласиться с данными выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
В соответствии с пунктом 11 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (пункт 13 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Таким образом, положения статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после направления заявителю согласия на заключение такого соглашения в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если не имеется оснований, предусмотренных пунктом 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, основания, приведенные в отказе Окружной администрации г. Якутска, не попадают под действие пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. С учетом установленного правового регулирования в области перераспределения земель последующее после направления заинтересованного лицу согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории внесение изменений в такой проект межевания не могло служить основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Кроме того, как верно указано судами, в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что образование земельного участка с кадастровым номером N создает препятствия к доступу на земельный участок с кадастровым номером N.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Ноевой-Кузьминой Л.М. требований.
Доводы кассационной жалобы о самовольном занятии заявителем земельного участка не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела. Более того, административный ответчик не ссылался в своем решении на данное обстоятельство, соответственно, данный факт не являлся предметом рассмотрения уполномоченного органа, поэтому не подлежит судебной проверке по заявленным требованиям.
Также подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о необоснованном восстановлении судом пропущенного административным истцом процессуального срока для обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).
Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным Кодексом.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В данном случае восстановление судом первой инстанции пропущенного срока обращения в суд, вопреки утверждению в кассационной жалобе, отвечает задачам административного судопроизводства.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.