Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Войтко С.Н., при секретаре Бурлаковой Н.А., рассмотрел единолично в открытом судебном заседании административное дело N 3а-213/2022 по административному исковому заявлению территориального общественного самоуправления "Юмашева" города Владивостока об оспаривании решения Думы города Владивостока от 30 сентября 2021 года N 612 "О признании утратившим силу решения Думы города Владивостока от 28 марта 2019 года N 220 "Об установлении границ территориального общественного самоуправления "Юмашева" с частной жалобой административного истца территориального общественного самоуправления "Юмашева" на определение Приморского краевого суда от 05 мая 2022 года об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.
Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
территориальное общественное самоуправление "Юмашева" города Владивостока (далее - ТОС "Юмашева") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Думы города Владивостока от 30 сентября 2021 года N 612 "О признании утратившим силу решения Думы города Владивостока от 28 марта 2019 года N 220 "Об установлении границ территориального общественного самоуправления "Юмашева".
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое решение представительного органа принято без каких-либо правовых оснований предусмотренных Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Владивостоке, утвержденным решением Думы города Владивостока от 22 декабря 2005 года N 157. Данное положение определяет только единый порядок установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление и в нем отсутствуют основания по которым оспариваемый нормативный правовой акт может быть отменен административным ответчиком.
Определением Приморского краевого суда от 05 мая 2022 года административный иск, на основании пункта 2 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отставлен без рассмотрения.
В частной жалобе административный истец, полагая состоявшийся судебный акт незаконным, просит его отменить.
В обоснование доводов указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что ТОС "Юмашева" не приобрело административную процессуальную правоспособность для обращения в суд с административным иском, полагая, что граждане, которые участвовали 22 февраля 2019 года в конференции граждан территориального общественного самоуправления "Юмашева" являются надлежащими административными истцами и заинтересованными лицами, чьи права были нарушены оспариваемым решением представительного органа, и которых суду необходимо было установить на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, однако суд не привлек их к участию в деле.
Кроме того, по мнению апеллянта, суд первой инстанции преждевременно сослался в обжалуемом судебном акте на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 31 января 2022 года по делу N 2а-1430/22 об оспаривании отказа в регистрации Устава ТОС "Юмашева", поскольку указанное решение находится в стадии обжалования.
В возражениях на частную жалобу Дума города Владивостока, обосновывает ее несостоятельность и просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью.
Частью 1 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность), принадлежит также общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать (часть 2 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 39 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные названным выше федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
В силу пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как следует из части 4 статьи 10 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы города Владивостока от 22 декабря 2005 года N 157, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом администрации города Владивостока.
Таким образом, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, закон связывает момент учреждения территориального общественного самоуправления с моментом регистрации его устава. Следовательно, без этой регистрации никакая деятельность от имени территориального общественного самоуправления невозможна.
При таком положении, вывод суда первой инстанции о том, что ТОС "Юмашева" не обладает административной процессуальной правоспособностью, является верным.
Ссылка в обжалуемом судебном постановлении на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 31 января 2022 года, которым отказ администрации города Владивостока в регистрации Устава ТОС "Юмашева" признан законным и обоснованным, вопреки утверждению апеллянта, не свидетельствует о незаконности принятого судебного акта, поскольку как на момент рассмотрения настоящего административного дела в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, сведения об отмене указанного решения районного суда отсутствовали.
Несостоятельны и доводы частной жалобы относительно не привлечения судом первой инстанции к участию в деле заинтересованных лиц.
Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Граждане, которые указаны в частной жалобе, заинтересованными лицами в смысле положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются, поскольку сам по себе факт признания либо отказа в признании нормативного правового акта недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля их права и обязанности при разрешении административного дела не затрагивает. В этой связи непривлечение этих лиц к участию в рассматриваемом деле процессуального нарушения, предусмотренного положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущего безусловную отмену принятого судебного акта, не образует.
На основании изложенного обжалуемое определение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в частной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 315 и 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Приморского краевого суда от 05 мая 2022 года об оставлении административного искового заявления без рассмотрения оставить без изменения, частную жалобу территориального общественного самоуправления "Юмашева" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Приморский краевой суд.
Судья С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.