Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 октября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3778
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя Военного прокурора Дальневосточного военного oкpугa в интересах Министерства обороны Российской Федерации: Мариенко О.В., военный прокурор отдела по удостоверению 000626 от 30.06.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение от 08.05.2008 по делу N А73-1931/2008-5 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Военного прокурора Дальневосточного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, третье лицо: войсковая часть 23484, о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2008 года.
Военный прокурор Дальневосточного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Военный прокурор ДВО) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края) по государственной регистрации в качестве юридического лица войсковой части 23484, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и обязании регистрирующего органа внести запись в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002; а также о недействительности записи о государственной регистрации и включении 29.01.2003 в вышеназванный реестр войсковой части 23484 за основным государственным номером 1032700031880.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 23484.
Решением суда от 08.05.2908 заявленные Военным прокурором ДВО требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что в нарушение пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ), подпункта 9 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357 (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации) налоговым органом произведена государственная регистрация войсковой части 23484 при отсутствии документов, свидетельствующих о принятии министром обороны Российской Федерации решения о придании войсковой части 23484 статуса юридического лица.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, которая просит его отменить как принятое с нарушением норм процессуального права, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, действия налогового органа обжалованы Военным прокурором ДВО за пределами трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Кроме того, налоговый орган ссылается на отсутствие в заявлении Военного прокурора ДВО конкретных фактов нарушения законных прав Министерства обороны Российской Федерации в сфере экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ.
ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края и войсковая часть 23484 отзывы на кассационную жалобу не представили, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителя Военного прокурора ДВО, а также проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в результате проведения в январе 2008 года мероприятий по проверке Военной прокуратурой Дальневосточного военного округа установлено включение войсковой части 23484 в ЕГРЮЛ с присвоением ей основного государственного регистрационного номера 1032700031880 на основании принятого налоговым органом решения от 27.01.2003 N 01549 о регистрации войсковой части в качестве юридического лица.
Считая действия налогового органа по государственной регистрации войсковой части 23484 незаконными, Военный прокурор ДВО обратился с заявлением в арбитражный суд, в порядке статьи 198 АПК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ и Положением о Министерстве обороны Российской Федерации (действовавшим в период внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи) вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции министра обороны Российской Федерации.
Министр обороны Российской Федерации подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд, исследовав материалы регистрационного дела, представленного налоговым органом, установил, что в нем находится только заявление Жилиной Л.А., действующей на основании доверенности, выданной командиром войсковой части 23484 Нуралиевым С.Р., на представление интересов войсковой части по регистрации в ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, выписки из директивы начальника Генерального штаба N ОРГ/470260 от 27.02.1947, директивы от 21.03.1947, 31.01.1970 9ВА N ОРГ/00657 о формировании войсковой части 23484,
Установив, что решения о придании войсковой части 23484 статуса юридического лица министром обороны Российской Федерации не принималось, учредительные документы не утверждались и в регистрирующий орган не направлялись, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что данная войсковая часть не обладает признаками юридического лица, в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для включения ее в ЕГРЮЛ.
Довод налогового органа о несоблюдении Военным прокурором ДВО, установленного статьей 198 АПК РФ срока для обращения в суд опровергается установленными по делу обстоятельствами.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными решений и действий (бездействия) незаконными исчисляется с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Материалами дела подтверждается, что о факте регистрации войсковой части 23484 как юридического лица и нарушении прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации Военному прокурору ДВО стало известно в январе 2008 года в результате проведенной проверки. Заявление в Арбитражный суд Хабаровского края подано 03.03.2008, то есть в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Судом кассационной инстанции отклоняется, как необоснованный, довод налогового органа о том, что в заявлении Военного прокурора ДВО не содержится конкретных фактов нарушения прав Министерства обороны Российской Федерации при регистрации войсковой части 23484 как юридического лица, поскольку данная часть входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, является подразделением Министерства обороны России - органа исполнительной власти, имущество которой находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции министра обороны Российской Федерации, который такое решение не принимал, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о нарушении законных интересов Министерства обороны Российской Федерации внесением налоговым органом в ЕГРЮЛ войсковой части 23484.
Принимая во внимание, что судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений в применении норм процессуального права, решение арбитражного суда изменению или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.05.2008 по делу N А73-1931/2008-5 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 октября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3778
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании