Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 октября 2008 г. N Ф03-4254/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: И.Ю. Гранина, юрисконсульт, доверенность от 30.09.2008 N 36, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 по делу N А04-473/08-10/53 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального предприятия города Благовещенска "Троллейбусное управление" к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области, администрация города Благовещенска Амурской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Благовещенска, о взыскании 8303898 руб. 60 коп.
Муниципальное предприятие города Благовещенска "Троллейбусное управление" (далее - МП "Троллейбусное управление", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области о взыскании убытков (выпадающих доходов) в сумме 8303898 руб. 60 коп., возникших в связи с перевозкой по регулярным троллейбусным маршрутам в период с 01.01.2008 по 31.12.2007 граждан, включенных в областной регистр льготников.
Определениями арбитражного суда от 06.02.2008 и от 28.02.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство социальной защиты населения Амурской области, администрация города Благовещенска Амурской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Благовещенска.
Решением суда от 29.04.2008 заявленное требование удовлетворено частично. Суд взыскал с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, за счет средств казны Амурской области в пользу МП "Троллейбусное управление" убытки за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в размере 15978 руб. 60 коп. В остальной части иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 указанное решение изменено. Апелляционный суд взыскал с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу МП "Троллейбусное управление" убытки в размере 8303898 руб. 60 коп.
В кассационной жалобе Министерство финансов Амурской области просит постановление от 10.07.2008 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права.
Жалоба обоснованна неправомерным применением апелляционным судом к расчету убытков истца методики, утвержденной Постановлением губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702, в соответствии с которой к расчету принимается 50 поездок на одного льготника.
В отзыве на кассационную жалобу МП "Троллейбусное управление" с доводами ответчика не согласилось, так как считает постановление от 10.07.2008 законным и обоснованным.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель МП "Троллейбусное управление" кассационную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, при рассмотрении кассационной жалобы не присутствовали.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 12.01.2007 Управление социальной защиты населения администрации г. Благовещенска (Управление) и МП "Троллейбусное управление" (с учетом протокола согласования разногласий от 13.02.2007 N 2) заключили договор о финансировании на 2007 год расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включенным в областной регистр, на перевозку в муниципальном общественном транспорте по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ). Согласно условиям указанного договора Управление поручает и оплачивает, а предприятие обеспечивает перевозку по регулярным троллейбусным маршрутам граждан отдельных категорий, включенных в областной регистр, имеющим право на получение мер социальной поддержки по ЕСПБ (пункт 1.1. договора).
Исследовав исполнение сторонами данного договора, арбитражный суд установил, что к спорным правоотношениям применимы положения статей 15, 16, 309 ГК РФ, так как обязательства Управления по возмещению убытков из бюджета исполнены частично.
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца, при расчете размера убытков исходил из 50 поездок граждан-льготников в месяц, поскольку МП "Троллейбусное управление" осуществляет перевозки пассажиров только одним видом транспорта - троллейбусом (городским маршрутом, проходящим в границах городского округа).
Арбитражный апелляционный суд, изменяя решение суда в части расчета размера убытков, подлежащих взысканию, обоснованно исходил из действующего законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения сторон: Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий"; постановления губернатора Амурской области от 18.07.2007 N 425 "О едином социальном проездном билете"; порядка возмещения пассажирским автотранспортным предприятиям расходов, превышающих стоимость ЕСПБ (далее - Порядок), установленного Постановлением губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702.
Апелляционный суд, принимая во внимание содержание указанных нормативных актов, правомерно принял за основу размера убытков расчет истца, при котором количество поездок льготников в месяц определено в соответствии с пунктами 64-67 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, из расчета 50 поездок на одного льготника на каждом виде транспорта, и соответственно - 100 поездок на двух видах транспорта, 27% из которых согласно письму администрации г. Благовещенска от 24.01.2007 N 04-32/209 отнесено на МП "Троллейбусное управление".
Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционный суд с учетом возмещения истцу из бюджета расходов в сумме 6192949 руб. 51 коп., сделал обоснованный вывод о том, что размер убытков МП "Троллейбусное управление" в спорный период составил 8303898 руб. 60 коп.
При оценке расходных обязательств бюджетов федерального и областного уровней судами правомерно применены статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормы Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, согласно которым оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, так и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации.
При этом установлено, что обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров, а предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 17, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил исковое требование МП "Троллейбусное управление" в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы о том, что расчет истца противоречит методике, утвержденной постановлением губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702, судом кассационной инстанции отклоняются, как противоречащие критериям распределения бюджетных средств между транспортными предприятиями на льготные перевозки, которыми являются виды транспорта, а не маршруты движения (п. 3 Порядка).
Неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 10.07.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-473/08-10/53 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 октября 2008 г. N Ф03-4254/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании