Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой Л.В, судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола помощником судьи Макушненко В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта Российской Федерации
на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования ФИО к Министерству транспорта Российской Федерации о взыскании доплаты компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплат, - удовлетворить.
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу ФИО невыплаченные при увольнении суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере сумма, компенсации четырехмесячного содержания в размере сумма, компенсацию в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с уточненным иском к Министерству транспорта Российской Федерации о взыскании доплаты компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплаты. В обоснование заявленных требований указал, что в период с мая 2004 года по 17.08.2020 г. осуществлял трудовую деятельность в Министерстве транспорта Российской Федерации в должности государственного гражданского служащего - главного специалиста, консультанта, заместителя начальника отдела, начальника отдела Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации. Приказом Минтранспорта N от 01.12.2011 г. ФИО назначен на должность заместителя директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N от 12.08.2021 г. трудовые отношения между сторонами прекращены. 17.08.2020 г. ФИО уволен с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы. При увольнении истцу была выплачена, в том числе, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск. Вместе с тем, выплата указанного денежного содержания, была произведена без учета сумм дополнительного материального стимулирования, полученных истцом в за период с августа 2019 г. по август 2020 г, в связи с чем, он просил суд, с учетом уточнений, взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации доплату к денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере сумма, компенсацию четырехмесячного содержания в размере сумма, компенсацию за задержку выплат при увольнении в размере сумма
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Министерство транспорта Российской Федерации.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика - фио явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы ответчика не признал.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика - фио, истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу п. 8 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
Осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих Минтранса Российской Федерации определяется Порядком, утвержденным Приказом от 09.01.2013 года N 1 "Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и ее территориальных органов при осуществлении мероприятий по контролю и надзору на внутренних и международных воздушных линиях при выполнении полетов и федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация) и его территориальных органов при осуществлении инспекционного контроля на внутренних и международных воздушных линиях при выполнении полетов, в том числе при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации, а также при участии в технических рейсах при организации особо важных полетов"
Согласно п. 4 Порядка, материальное стимулирование осуществляется ежеквартально за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в адрес и приравненных к ним местностях, в южных адрес и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1). Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Аналогичные выводы об исчислении денежного содержания гражданского служащего содержатся и в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.03.2019 г. N 18-4/10/В-2197.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО проходил государственную гражданскую службы в Министерстве транспорта России, занимая должность - заместителя директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности, согласно приказу Минтранспорта от 01.12.2011 г. С истцом был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, согласно которым истцу установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службе РФ; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; ежемесячной процентной надбавки к должностному оклады за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (устанавливается при условии работы со сведениями, составляющими государственную тайну); премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным председателем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из представленной лицевой карточки следует, что истцу выплачивались дополнительные выплаты материального стимулирования за 2019, 2020 г.г.
При этом, при произведении окончательного расчета с истцом ответчиком не были учтены суммы дополнительного материального стимулирования, начисленные ФИО в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, что подтверждается представленным ответчиком расчетом спорных выплат.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N от 12.08.2021 г. трудовые отношения между сторонами прекращены. 17.08.2020 г. ФИО уволен с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы, в связи с чем, Злобину А.А. ответчиком произведены выплаты и компенсация, предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания - сумма, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь приведенными нормами, пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование, выплаченное ФИО в иече6нии 12 месяцев, предшествовавших расторжению служебного контракта, должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи сокращением штатной численности.
При этом, судом учтено, что сумма задолженности, представленная истцом, является верной и стороной ответчика не оспорена.
Также в связи с задержкой выплаты взыскал суд правомерно и компенсацию за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, расчет которой произведен с учетом сумм задолженности, периодов просрочки и изменяющейся ставки.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и полагает, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.