Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Жолудовой Т.В., Пильгановой В.М., при помощнике судьи Казаковой А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Машковой Г. С. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 года, в редакции определения об исправлении описки от 15 апреля 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N2-141/2022) которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать Протокол N107/ВРЗ/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда при воздействии химического фактора на рабочем месте, составленный экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А. Порожняковой от 27 июня 2016 года;
-Протокол N107/0/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по показателям световой среды на рабочем месте, составленный экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 июня 2016 года;
-Протокол N107/ТТ/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по степени вредности и (или) опасности к (подклассам) условий труда по показателям тяжести трудового процесса составленный экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А. Порожняковой от 27 нюня 2016 года;
-Карту N108 специальной оценки условий труда, составленный экспертом ООО Охрана труда" Е.А. Порожняковой от 27 июня 2016 года - недействительными.
В остальной части иска отказать.
установила:
Истец Машкова Г.С. обратилась в суд с иском к ответчикам ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, Медицинская часть N1 ФКУ МСЧ-77 ФСИН России, ООО "ЭСГ "Охрана труда" об оспаривании результатов специальной оценки условий труда и просила признать недействительными результаты специальной оценки условий труда оформленные, протоколом N107/ВРЗ/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда при воздействии химического фактора на рабочем месте, составленным экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 июня 2016 года; протоколом N107/0/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по показателям световой среды на рабочем месте, составленным экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 июня 2016 года; протоколом N107/ТТ/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по степени вредности и (или) опасности к (подклассам) условий труда по показателям тяжести трудового процесса составленным экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 нюня 2016 года; картой N108 специальной оценки условий труда, составленной экспертом ООО Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 июня 2016 года, согласно которым, класс опасности по должности медицинская сестра палатная Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N77 Федеральной службы исполнения наказаний" - Филиал "Больница Туберкулезно-легочное отделение N1 составляет 2. Установить с 01 января 2014 года по настоящее время класс условий труда медицинской сестры первого туберкулезно-легочного отделения Филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России - класс 3, подкласс - биологический, вредный - 3, 3, место трудовой деятельности: г..Москва, ул. Матросская тишина, дом 18.
Обязать ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России произвести начисление и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в органы Пенсионного фонда РФ за Машкову Г.С. - палатную медицинскую сестру первого туберкулезно-легочного отделения Филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России за период с 01 января 2014 года по настоящее время по категории класса особые условия труда - биологический, вредный - 3, 3. Обязать ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России предоставить корректрирующие формы индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда РФ за период с 01 января 2014 года по настоящее время в отношении Машковой Г.С. - палатной медицинской сестры первого туберкулезно-легочного отделения Филиала "Больница" 3 МСЧ-77 ФСИН России по категории класса особые условия труда - биологический, вредный - 3.3.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 01 января 2014 года по настоящее время в порядке перевода из ФКУ "Следственный изолятор N1" УФСИН России по городу Москве принята в Филиал ФКУЗ ФСИН России "Больница" ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России на должность палатной медицинской сестры первого туберкулезно-легочного отделения. Ранее с 2009 года по 31 декабря 2013 года истец состояла в трудовых отношениях в той же должности и в том же отделении в ФКУ "Следственный изолятор N1" УФСИН России по городу Москве. По оценке условий труда, проведенной ФКУ "Следственный изолятор ФСИН России по г. Москве в сентябре 2013 года, биологическая вредность палатной медицинской сестры первого туберкулезно-легочного отделения составляла 3, 3, что соответствует группе опасности работы с открытой формой туберкулеза и ВИЧ-инфекции, включая СПИД.
С 2014 года при переходе на работу в Филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России условия работы не изменились, однако как стало известно истцу в июне 2019 года, взносы по вредности 3, 3 в Пенсионный фонд РФ за истца и других сотрудников ответчиком не осуществляются. Поскольку с 2014 года ответчиком не установлен биологический класс опасности труда 3, 3, истцу в марте 2020 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с данным иском.
Истец Машкова Г.С. и ее представитель адвокат по ордеру Шкред В.П. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Ответчики ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, Медицинская часть N1 ФКУ МСЧ-77 ФСИН России, ООО "ЭСГ Охрана труда", третье лицо ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки и ходатайств об отложении не представили.
Судом постановлено решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ответчики ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, Медицинская часть N1 ФКУ МСЧ-77 ФСИН России, ООО "ЭСГ Охрана труда", третье лицо ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела не представили.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, третьего лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснение истца и ее представителя адвоката по ордеру Шкред В.П, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения суда.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; подготовки статистической отчетности об условиях труда; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
В силу положений ст.24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 01 января 2014 года между Машковой Г.С. и ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, Медицинская часть N1 ФКУ МСЧ-77 ФСИН России заключен трудовой договор N 34 в соответствии с которым, истец принята на работу в должности палатная медицинская сестра туберкулезно-легочного отделения в порядке перевода.
Согласно трудовому договору N 22 от 08 июня 2017 года истец принята на работу в филиал "Больница" ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 77 ФСИН на должность медицинской сестры палатной туберкулезного-легочного отделения N 1, где и работает по настоящее время.
В 2016 году в ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, Медицинская часть N1 ФКУ МСЧ-77 ФСИН России проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда" и в соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда на рабочем месте N 106 медицинской сестры палатной установлены допустимые условия труда (класс 2).
Согласно материалам дела образована комиссия для организации и проведения специальной и условий труда.
Между ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, Медицинская часть N1 ФКУ МСЧ-77 ФСИН России и ООО "ЭСГ "Охрана труда" 15 декабря 2015 года заключен договор N 0873100008 на выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест.
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2015 года ООО "ЭСГ "Охрана труда" по результатам проведенной специальной оценки условий труда составлены заключение эксперта N 335(9) и идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов N 0011/335(9)-И, подписанные экспертом Порожняковой Е.А.
Испытательной лабораторией ООО "ЭСГ "Охрана труда" составлен протокол N 106/ВР3/0011/335(9) от 16 декабря 2015 года.
16 декабря 2015 года составлена карта N 106 специальной оценки условий труда медицинской сестры палатная филиал "больница"/Туберкулезно-легочное отделение N 1, согласно которому класс условий труда относится по тяжести трудового процесса - 2 "допустимый".
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза условий труда, проведение которой поручено Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы.
Согласно результатам проведенной экспертизы, качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте палатной медицинской сестры первого туберкулезно-легочного отделения Медицинской части N 1 ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России не соответствует требованиям законодательства о специальной оценки условий труда.
В соответствии с заключением эксперта сформированный перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям на рабочем месте N 106 медицинской сестры палатной первого туберкулезно-легочного отделения Медицинской части N 1, утвержден комиссией по проведению СОУТ после проведения измерений и оценки факторов, что не соответствует требованиям абзаца 4 статьи 2 и статьи 9 Методики проведения СОУТ (п.9.1 настоящего Заключения).
Оценка биологического фактора на рассматриваемом рабочем месте N 106 медицинской сестры палатной не проводилась. Обоснование не проведения оценки биологического фактора в материалах Отчета отсутствуют.
Измеренные (испытанные) величины не соответствуют идентифицированным и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса (п.15 настоящего Заключения).
Результаты специальной оценки условий труда (установленный класс условий труда) на рабочем месте N 106 медицинской сестры палатной не подтверждены представленными материалами.
Разрешая заявленные требования истца, суд с учетом выше приведенных норм, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в том числе заключение экспертизы, верно пришел к выводу о признании несоответствующими закону результатов проведенной специальной оценки условий труда истца, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в части признания Протокола N107/ВРЗ/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда при воздействии химического фактора на рабочем месте, составленного экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 июня 2016 года, Протокола N107/0/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по показателям световой среды на рабочем месте, составленного экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 июня 2016 года; протокола N107/ТТ/0011/335(9) исследований (испытаний) и измерений с последующим отнесением условий труда по степени вредности и (или) опасности к (подклассам) условий труда по показателям тяжести трудового процесса составленного экспертом ООО "ЭСГ "Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 нюня 2016 года, Карты N108 специальной оценки условий труда, составленной экспертом ООО Охрана труда" Е.А.Порожняковой от 27 июня 2016 года недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований истца об установлении с 01 января 2014 года по настоящее время класс условий труда медицинской сестры Первого туберкулезно-легочного отделения Филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России - класс 3, подкласс - биологический, вредный - 3, 3, место трудовой деятельности: г. Москва, ул. Матросская тишина, дом 18; об обязании ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России произвести начисление и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в органы Пенсионного фонда РФ за период с 01 января 2014 года по настоящее время по категории класса особые условия труда - биологический, вредный - 3, 3; об обязании ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России предоставить корректрирующие формы индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда РФ за период с 01 января 2014 года по категории класса особые условия труда - биологический, вредный - 3.3, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" на работодателя возложена обязанность проведения внеплановой специальной оценки условий труда в течение шести месяцев со дня получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного трудового спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приведено.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекут отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 года в редакции определения об исправлении описки от 15 апреля 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Машковой Г.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.