Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 октября 2008 г. N Ф03-4174/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сахтрансбункер": Шилов И.П., представитель по доверенности от 14.07.2008 N 383; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахтрансбункер" на постановление от 14.07.2008 по делу N А59-2298/2007-С13 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сахтрансбункер" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 13.06.2007 по делу об административном правонарушении N 05Н/16-2ВБ.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2008 года.
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва судебное заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "Сахтрансбункер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее - управление Росприроднадзора, административный орган) от 13.06.2007 по делу об административном правонарушении N 05Н/16-2ВБ, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.10.2007 заявленные требования удовлетворены, постановление управления Росприроднадзора признано незаконным и отменено в связи с тем, что административным органом нарушены положения статьи 28.2 КоАП РФ, устанавливающие порядок составления протокола об административном правонарушении. При этом судом подтвержден факт нарушения обществом законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, выразившийся в несоблюдение экологических требований в ходе эксплуатации морских судов при бункеровке нефтепродуктов.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2007 данное решение изменено, исключены из мотивировочной части выводы суда первой инстанции следующего содержания: отсутствие такого плана ЛАРН у заявителя, по мнению суда, является несоблюдением экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов транспортировки, хранения и реализации нефти, что влечет административную ответственность. В части выводов об имеющем место нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности вторая судебная инстанция согласилась с решением.
По кассационной жалобе управления Росприроднадзора постановление апелляционной инстанции отменено постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.04.2008, дело направлено на новое рассмотрение в эту же судебную инстанцию. Кассационная инстанция установила неправильное применение судом второй инстанции положений статьи 28.2, статьи 25.1 КоАП РФ, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, и пришла к выводу о соблюдении административным органом вышеназванных норм закона. При этом, учитывая нарушение апелляционной инстанцией предписанного статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядка рассмотрения дел в арбитражном суде апелляционной инстанции, кассационная инстанция указала на то, что имеются основания для направления дела на новое рассмотрение, при котором дело подлежит рассмотрению по существу исходя из возникших спорных правоотношений на предмет проверки соблюдения обществом законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Вновь принятым постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2008 решение суда от 17.10.2007 изменено, в удовлетворении требований общества отказано, поскольку апелляционная инстанция сочла, что материалами дела доказано нарушение обществом законодательно установленного порядка по исполнению возложенной на него обязанности по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛАРН).
На этом основании оспариваемое постановление административного органа признано соответствующим закону.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество подало кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права и полагает, что постановление подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем, ошибочны выводы суда второй инстанции о том, что осуществляемая обществом деятельность возлагает на него обязанность по разработке плана ЛАРН.
Управление Росприроднадзора отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя общества, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, управлением Росприроднадзора в ходе административной проверки выявлен факт несоблюдения обществом экологических требований при осуществлении на арендуемом им у ООО "Ост" танкере "Норд" операций по бункеровке морских судов нефтепродуктами, выразившийся в отсутствии плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласованного в установленном порядке, наличие которого предусмотрено Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 613 от 21.08.2000.
По результатам административного расследования управлением Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении от 07.06.2007, на основании которого 13.06.2007 вынесено постановление N 05Н/16-2ВБ о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Апелляционная инстанция при новом рассмотрении дела, признавая постановление административного органа соответствующим закону, обоснованно исходила из следующего.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, влекущая наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 утверждены "Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации". Приказом Минтранса России от 11.02.2005 N 9 внесены изменения и дополнения в "Положение об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте", утвержденного Приказом Минтранса России от 07.06.1999 N 32. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом МЧС России от 28.12.2004 621 утвердило "Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (далее - Правила), которыми установлены общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Срок на разработку, согласование и утверждение планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов составляет четыре месяца со дня введения их в действие.
Судом второй инстанции установлено, что общество осуществляет деятельность по перевозке морским транспортом грузов (нефти и нефтепродуктов) на основании лицензии от 19.06.2003. План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный, согласованный и утвержденный в порядке, определяемом Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, у общества отсутствует. Между тем Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов для организаций, независимо от форм собственности осуществляющих, в том числе транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов (пункт 2). Каких-либо исключений и изъятия из этой императивной нормы в отношении лиц, осуществляющих названный вид деятельности, Правила не содержат.
Кроме того, пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490), предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций.
Учитывая изложенное, правильным является вывод суда апелляционной инстанции о несостоятельности довода заявителя о необоснованном распространении действия Правил на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов. При этом судом, исходя из анализа установленных обстоятельств относительно фактического вида деятельности общества, было принято во внимание, что общество осуществляет деятельность, связанную с транспортировкой, а не использованием нефти и нефтепродуктов. Не имеет правового значения и то обстоятельство, что общество не является собственником морских судов, поскольку обязанность по разработке плана ЛАРН возникает в силу характера осуществляемой обществом деятельности.
Доводы жалобы о нарушении административным органом норм КоАП РФ, предписывающих порядок производства по делам об административных правонарушениях, во внимание судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку в соответствии с положениями части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вторая судебная инстанция вновь рассмотрела дело с учетом указаний, изложенных в постановлении суда кассационной инстанции от 02.04.2008.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении нормативных правовых актов, регулирующих данный спор, постановление апелляционной инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 14.07.2008 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2298/2007-С13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2008 г. N Ф03-4174/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании