Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 октября 2008 г. N Ф03-4545/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя индивидуального предпринимателя Суворова Александра Викторовича - Скоробача С.Г., представителя по доверенности от 11.04.2008 б/н; от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю - Юрьева А.А., представителя по доверенности от 09.01.2008 N 08-Д; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю на решение от 28.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А24-1270/2008 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Суворова Александра Викторовича к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.03.2008 N АА4100611.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Суворов Александр Викторович обратился в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N АА4100611 по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю (управление Россельхознадзора) от 31.03.2008.
Решением суда от 28.05.2008 требования заявителя удовлетворены, поскольку при производстве по делу об административном правонарушении административным органом существенно нарушены процессуальные требования, установленные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Постановлением апелляционного суда от 23.07.2008 принятое по делу решение оставлено без изменения, при этом суд сослался на отсутствие у должностного лица полномочий по рассмотрению дела об административном правонарушении.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, управление Россельхознадзора подало кассационную жалобу, поддержанную его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, государственный инспектор межрайонного отдела управления Россельхознадзора наделен полномочиями на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 10.8 КоАП РФ.
Представитель предпринимателя в заседании суда кассационной инстанции против отмены принятых по делу судебных актов возражает, считая их законными и обоснованными. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что управлением Россельхознадзора на основании распоряжения от 28.03.2007 N 2/20 проведена внеплановая проверка соблюдения предпринимателем ветеринарных санитарных требований при переработке, перевозке, хранении и реализации продукции животного происхождения, проведенной в цехе по сушке кальмара и рыбной соломки, расположенном по адресу: Камчатский край, Елизовский район, поселок Вулканный, здание бывшего учебного комбината, результаты которой зафиксированы в акте от 28.03.08 г. N 2/20-0858.
В ходе проверки административным органом выявлено отсутствие ветеринарной справки по форме N 4 на камбалу свежемороженую, доставленную с морозильного холодильника ОАО "Камчатрыбпром", чем нарушены требования статьи 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии"), Правил организации работ по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 N 422.
По данному факту 31.03.2008 составлен протокол об административном правонарушении АА N 0038107, рассмотрев который, государственный инспектор Елизовского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора Шинкарев А.В. вынес постановление N АА4100611 о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.8 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности вынесено неуполномоченным лицом.
Статьей 22.2 КоАП РФ определены полномочия должностных лиц, которые от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Перечисленные в названной норме должностные лица обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 23.14 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.8 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.
Частью второй этой статьи предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители; 2) главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; 3) главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий; 4) главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте; 5) государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.94 N 706, государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в частности:
- начальниками управлений ветеринарии администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - главными ветеринарными инспекторами указанных субъектов Российской Федерации,
- заместителями начальников управлений ветеринарии администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов указанных субъектов Российской Федерации,
- начальниками управлений (отделов) ветеринарии администраций районов и городов - главными государственными ветеринарными инспекторами районов, городов,
- заместителями начальников управлений (отделов) ветеринарии администрации районов и городов - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов районов, городов,
- начальниками краевых, областных и городских станций по борьбе с болезнями животных, ветеринарных лабораторий - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов краев, областей и городов;
- начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, районных и городских ветеринарных лабораторий - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов районов, городов.
Пунктом 4 этого же нормативного акта определено, что должностные лица государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляют ветеринарный надзор в пределах обслуживаемой территории.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Приказом Россельхознадзора от 24.01.2004 N 4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" сформированы территориальные органы - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, призванные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа Россельхознадзора N 4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" следует читать как "24.01.2005"
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 06.07.2007 N 155, управление Россельхознадзора является территориальным органом Россельхознадзора, осуществляющим функции на территории Камчатского края.
Согласно Положению о Елизовском межрайонном отделе ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю, утвержденному Приказом управления Россельхознадзора от 12.02.2008, межрайонный отдел является структурным подразделением управления, при этом в задачи и права отдела входит осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку частью 2 статьи 23.14 КоАП РФ определен перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 10.8 КоАП РФ, а полномочия государственных инспекторов Россельхознадзора ограничены закрепленной за ними сферой деятельности, суд считает доводы заявителя жалобы подлежащими отклонению.
Оспариваемое постановление вынесено государственным инспектором межрайонного отдела управления Россельхознадзора Шинкаревым А.В., не являющимся его руководителем, а, следовательно, должностным лицом, не наделенным полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.8 КоАП РФ, судебные инстанции правомерно сочли, что постановление от 31.03.2008 N АА4100611 не соответствует закону и подлежит отмене.
Кроме того, этом судами установлено, что Шинкарев А.В. участвовал в проведении проверки и выявлении данного правонарушения в качестве свидетеля по данному делу, в связи с чем он также не имел права на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Таким образом, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие приведенные в кассационной жалобе доводы о правомочности должностного лица, а действующее законодательство в сфере осуществления ветеринарного и фитосанитарного надзора не позволяет согласиться с аргументами управления Россельхознадзора.
При таких обстоятельствах и исходя из доводов кассационной жалобы у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А24-1270/2008 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 октября 2008 г. N Ф03-4545/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании