Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Удова Б.В.
судей фио, фио, при помощнике Дмитриеве С.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов... ой Н.В,... а В.И. по доверенности фио
на решение Пресненского районного суда адрес от 18 мая 2021 года, в редакции определений того же суда от 5 октября 2021 года, 15 апреля 2022 года об исправлении описок, которым постановлено:
- исковые требования удовлетворить частично, - признать незаконным бездействие МИД России в виде непредоставления выплаты в полном объеме денежных средств на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции по заявлению N 761943688 от 04.05.2020 г.... ой Н.В, поданному в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, - в удовлетворении иска... а Виктора Ивановича,... ой Натальи Витальевны в остальной части требований - отказать,
УСТАНОВИЛА:
... ы В.И, Н.В. обратились в суд с иском к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному казначейству РФ, Министерству финансов РФ, третьи лица: МВД РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления о выплате денежных средств на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, обязании выплатить денежные средства в полном объеме.
В обоснование иска указали на то, что находились на адрес на момент отмены регулярного и чартерного авиасообщения. Обратные билеты на возвращение в Россию были на 24.03.2020 года.... фио 04.05.2020 г. в электронном виде подала заявление на получение выплаты по Постановлению Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года. 19.05.2020 года истец вернулась в Россию. Выплата произведена лишь в размере сумма, в то время, как истцу положены были выплаты за 99 дней. В связи с чем, с учетом уточнения требований иска, истцы просили суд признать, что заявление соответствовало требованиям Постановления Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года, что истцы имели право на получение выплаты за 99 дней, признать незаконным бездействие ответчика МИД России в виде не предоставления выплаты в полном объеме, и обязать ответчика МИД России и Федеральное казначейство РФ совершить действия в отношении истцов, направленные на предоставление социальной помощи.
Представитель истцов по доверенности фио в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель МИД РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федерального казначейства РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов РФ в суд не явился, в письменном отзыв указал на то, что выплаты осуществлялись из специально выделенных Министерству иностранных дел денежных средств, поэтому Минфин не является надлежащим ответчиком по делу (л.д.185-187).
Представитель МВД России в судебном заседании поддержало ранее данные пояснения по идентификации личностей истцов (л.д.191), мнение по иску не выразил.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в части отказа в иске просит представитель истцов по доверенности фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неправильно применил нормы материального права, отдельные части решения носят взаимоисключающий характер.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дне и времени слушания, и находит решение суда законным и обоснованным, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 1, 2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на адрес в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В соответствии с п. 3 Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утв. упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных, дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе иди о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявление истца N 761943688 от 04.05.2020 г. поступило из Минкомсвязи России 06.05.2020 г. письмом от 05.05.2020 г. N ОП-П24-070-11286дсп.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению истца поступили из ГИАЦ МВД России 06.05.2020 г. письмом N 34/8-10643 от 05.05.2020 г.
Комиссией МИД России было первоначально принято решение об отказе в выплате в связи с отсутствием подтверждения данных загранпаспорта... ой Н.В. по адрес. После проведения дополнительной проверки и получения сканов документов, удостоверяющих личность... ой Н.В, заявительница была включена в списки на оказание социальной помощи и ей выплачено сумма
В материалах дела имеется распечатка заявления N 761943688 от 04.05.2020 г, по которому производились выплаты (л.д. 42-48), из которого следует, что заявление было заполнено корректно, не содержит в себе ошибок, в разделе, где указывается, что должны быть представлены фото паспорта гражданина РФ и загранпаспорт, следует, что истцом были загружены требуемые сканы документов.
Из сведений, выгруженных после проведения проверочных мероприятий ГИАЦ МВД, следует, что истец была идентифицирована по адрес (л.д. 26-31). В связи с чем суд констатировал, что при подаче заявления заявителем были заполнены обязательные сведения, приложены сканы документов, предусмотренные Положением об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Положения в редакции, действовавшей на период, когда МИД России получил результаты проверочных мероприятий 06.05.2020 года (л.д. 104-106), согласно которой помощь оказывается за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина Российской Федерации на адрес. Изменения были внесены только Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 N 787 и вступили в законную силу с 01.06.2020 года. Решение о принятии помощи должно было быть в течение 24 часов по результатам проверочных мероприятий. Учитывая, что суду представлена выгрузка с проверочными мероприятиями ГИАЦ МВД России от 06.05.2020 года, необходимость продления проведения проверочных мероприятий представителем МИД России не доказана, то решение должно было быть принято не позднее 09 мая 2020 года, т.е. до внесения изменений от 29.05.2020 года, оснований для принятия решение об отказе в выплате у Комиссии МИД России не имелось.
Согласно представленной выписке из реестра о переводах Валютно-финансового департамента МИД России, истцы имели право на получение выплаты за 99 дней (24.03.2020 года даты билетов по 30.06.2020 г.), право не было ими реализовано, поэтому суд удовлетворил исковые требования о признании незаконным бездействия ответчика МИД России в виде не предоставления помощи в полной объеме, а именно в части - сумма (расчет: ((2 взрослых по сумма х 99 дней (с 24.03.2020 г. по 30.06.2020 г.)) - сумма выплачено).
Решение суда в указанной части сторонами не обжаловано, коллегия не усматривает необходимости выхода за пределы поданной апелляционной жалобы.
Вместе с тем требования истцов об обязании исполнить обязанности, возникшие в период действия Постановления и совершить в отношении истца действия, направленные на предоставление истцам недоплаченной социальной помощи, судом отклонены.
Исходя из буквального прочтения наименования помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, социальная помощь являлась исключительно адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом. Согласно постановлению оно предусматривало оказание "социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции".
Соответственно, по возвращении в РФ гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, поскольку они утрачивают статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющего возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В силу п. 2 Положения помощь оказывалась гражданам, начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на адрес не допускается (данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.06.2020).
Внесение изменения в п. 2 Положения с 29.05.2020 года, только подтверждает, что помощь оказывается исключительно лицам, находящимся территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что и так следовало из наименования социальной помощи (поддержки) с самого начала действия Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433.
Истцы вернулись в Российскую Федерацию и утратили основания и право на получение помощи, предусмотренной данным Постановлением Правительства РФ.
Постановление Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года прекратило своё действие, и действующее законодательство не предусматривает данную выплату, и не устанавливает возможность применения данного Постановления после его отмены.
Коллегия с выводами решения об отказе в удовлетворении иска об обязании произвести денежные выплаты в полном размере согласна, поскольку они сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств, при верном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы представителя истцов сводятся к возражениям против отказа в обязании ответчика произвести доплату. Заявитель жалобы настаивает на том, что у истцов возникло такое право на момент оформления ими обращения, прекращение таких выплат лицом, возвратившимся в РФ самостоятельно, возникло с введением в действие новой редакции Постановления, которая не имеет обратной силы. Коллегия с приведенной позицией не согласна, полагая ее ошибочной. Суд верно истолковал норму права, отметив, что меры социальной поддержки изначально имели адресный характер и предназначались лицам, не имеющим возможности самостоятельно возвратиться в Россию Истцы к указанной категории граждан не относятся, в связи с чем право на получение выплаты после возвращения в страну не имеют.
Таким образом, приведенные выводы решения соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 18 мая 2021 года, в редакции определений того же суда от 5 октября 2021 года, 15 апреля 2022 года об исправлении описок, - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.