Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.Е, судей фио, фио, при помощнике судьи Казимирской Н.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е, гражданское дело N 2 - 4241/2021 по апелляционной жалобе ответчика фио на решение Черемушкинского районного суда адрес от 29 октября 2021 года, которым постановлено:
"Запретить Федотову Игорю Александровичу эксплуатацию судна "ПР. 376У" с регистрационным (бортовым) номером Р36-92МС до его регистрации в Государственном судовом реестре и признании годным к эксплуатации по результатам освидетельствования Московским филиалом Российского Речного Регистра, получения судовых документов",
УСТАНОВИЛА:
Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратилась в суд к Федотову Игорю Александровичу о запрете эксплуатации судна до его регистрации, мотивируя свои требования тем, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности судоходства, в ходе которой выявлены нарушения.
Установлено, что 30.08.2007 года в Центре государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по адрес произведена государственная регистрация судна - катера адрес и прав на него Федотова Игоря Александровича в реестре маломерных судов.
На основании совершенных регистрационных действий должностным лицом государственной инспекции по маломерным судам по адрес судовладельцу Федотову И.А. выдан судовой билет Д 039602, судну присвоен идентификационный (бортовой) номер Р36-92МС.
Учитывая, что длина судна, принадлежащего Федотову И.А, составляет 21 м, оно перестало относиться к маломерным судам и подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, к нему устанавливаются иные требования по эксплуатации с целью обеспечения безопасности судоходства.
В нарушение норм регистрации судна и обязательном наличии соответствующих документов, на судне адрес, идентификационный (бортовой) номер Р36-92МС, вышеуказанные документы отсутствуют, его классификация и освидетельствование не проводились.
Принимая во внимание, что в настоящее время для отнесения судна к маломерным правовое значение имеет его длина, то судно, принадлежащее Федотову И.А, имея длину, превышающую 20 метров, не отвечает установленным законодателем требованиям, предъявляемым к маломерным судам, указанное судно в соответствии с п. 2 ст. 17 КВВТ РФ не подлежит учету в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В связи с вышеизложенным, прокурор просит суд запретить Федотову Игорю Александровичу эксплуатацию судна "ПР. 376У" с регистрационным (бортовым) номером Р36-92МС до его регистрации в Государственном судовом реестре и признании годным к эксплуатации по результатам освидетельствования Московским филиалом Российского Речного Регистра, получения судовых документов.
Представитель Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по доверенности фио явился, просил иск удовлетворить полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Милюкова Н.А. явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в полном объеме просит ответчик по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель истца не явился, уважительных причин неявки не представил. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика по ордеру - адвоката фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами по делу.
Пункт 6 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) устанавливает, что на подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах и маломерных судах должны находиться следующие судовые документы: судовой билет и судовая роль.
Статья 3 КВВТ РФ определяет маломерное судно как судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.
В соответствии с п. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Суда, длина которых превышает двадцать метров, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, на основании п. 1 ст. 17 КВВТ РФ регистрация осуществляется администраций бассейна внутренних водных путей. Надзор за безопасностью эксплуатации указанных судов, в силу ст. 4.1 КВВТ РФ и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 14 КВВТ РФ на подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о праве собственности на судно; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); мерительное свидетельство; свидетельство о минимальном составе экипажа судна; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; судовая роль; судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); судовое санитарное свидетельство о праве плавания; иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
На основании ч. 2 ст. 35 КВВТ РФ классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14
настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
На территории адрес и адрес классификацию и освидетельствование судов, согласно приказа Минтранса России от 25.09.2012 N 355 "О наделении федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях" и распоряжения Минтранса России от 14.11.2011 N ИЛ-126-р "Об утверждении Устава федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" осуществляет Московский филиал Российского Речного Регистра.
В соответствии с п. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 34 КВВТ РФ безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В судебном заседании суда первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 30.08.2007 г. в Центре государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по адрес произведена государственная регистрация судна - катера адрес и прав на него Федотова Игоря Александровича в реестре маломерных судов.
На основании совершенных регистрационных действий должностным лицом государственной инспекции по маломерным судам по адрес судовладельцу Федотову И.А. выдан судовой билет Д 039602, судну присвоен идентификационный (бортовой) номер Р36-92МС.
Затем судом первой инстанции установлено, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности судоходства, в ходе которой было установлено, что длина судна, принадлежащего Федотову И.А, составляет 21 м, оно перестало относиться к маломерным судам, и подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, к нему устанавливаются иные требования по эксплуатации с целью обеспечения безопасности судоходства, однако в нарушение требований законодательства на судне адрес, идентификационный (бортовой) номер Р36-92МС, документы, предусмотренные ст. 14 КВВТ РФ, отсутствуют, его классификация и освидетельствование не проводились.
Согласно ответу на запрос ГУ МЧС России по адрес, судно "ПР. 376У" с регистрационным (бортовым) номером Р36-92МС зарегистрировано за Федотовым Игорем Александровичем, паспортные данные
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, верно пришел к выводу о запрете Федотову И.А. в эксплуатации судна ПР.376У с регистрационным номером Р 36-92МС до его регистрации в Государственном судовом реестре и признании годным к эксплуатации по результатам освидетельствования Московским филиалом Российского Речного Регистра, получения судовых документов, поскольку судно имеет длину 21 метр, т.е. не является маломерным, а эксплуатация судна, не зарегистрированного в установленном законом порядке не отвечает требованиям безопасности судоходства, может привести к происшествиям на воде, ставит по угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно и иных участников движения на водных путях.
Основания и мотивы по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска приведены в описательно- мотивировочной части решения суда с которыми судебная коллегия согласна.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактическим владельцем судна является фио, в связи с чем Федотов И.А. является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
В силу пункту 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 статьи 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных Правилами государственной регистрации судов. Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. О любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр Российской Федерации, собственник судна обязан сообщить в орган, осуществивший государственную регистрацию судна, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.
Согласно пункту 22 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144, государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.
Таким образом, в силу действующего на момент подписания договора купли -продажи от 24 февраля 2014 года законодательства, право собственности на судно у приобретателя (фио) по договору возникает с момента государственной регистрации прав на спорное судно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, с заявлением о государственной регистрации права собственности в установленном порядке с приложением соответствующих документов стороны не обращались, в связи с чем, учитывая положения ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ответчик Федотов И.А. по настоящее время является собственником судна, а потому надлежащим ответчиком по делу. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, государственной регистрации права собственности на спорное судно за иным лицом.
Основания и мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, изложены в описательно - мотивировочной части решения, с которыми судебная коллегия согласна.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федотова Игоря Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.