Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 октября 2008 г. N Ф03-4630/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МДОУ Детский сад общеразвивающего вида с художественно-эстетическим направлением N 30 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края - Антоненко С.Г., представитель по доверенности от 04.08.2008, от Управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края - Антоненко С.Г., ведущий специалист по доверенности от 04.08.2008 N 01-22/2847, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края на решение от 12.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу N А73-2968/2008-97 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида с художественно-эстетическим направлением N 30 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края к Отделу государственного пожарного надзора по г. Амурску и Амурскому району Хабаровского края, третьи лица: Управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края, о признании незаконным заключения в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2008 года.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с художественно-эстетическим направлением N 30 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, дошкольное учреждение, детский сад) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным пункта 1 заключения Отдела государственного пожарного надзора по г. Амурску и Амурскому району Хабаровского края (далее - орган противопожарного надзора, административный орган) от 12.02.2008 N 001340.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - управление образования), администрация Амурского муниципального района Хабаровского края.
Решением суда от 12.05.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.07.2008, в удовлетворении заявленных требований дошкольному учреждению отказано по мотиву того, что последним не обеспечено соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - управление образования) подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и удовлетворить заявление дошкольного учреждения. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, неправомерны ссылки судов на приказ главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 18.04.2007 N 134, так как данный приказ не является нормативным правовым актом. Кроме того, управление образования указывает на неправильное толкование судами подпункта "е" пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796; создание наружного противопожарного водоснабжения входит в компетенцию органов местного самоуправления; обеспечение исправного состояние гидранта не является обязанностью детского сада; судами не дана правовая оценка письму Министра МЧС Хабаровского края от 14.05.2008 N 3.3/865.
Орган противопожарного надзора отзыв на кассационную жалобу не представил, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимал.
Детский сад отзыв не представил, его представитель в судебном заседании кассационной инстанции согласился в доводами, изложенными в кассационной жалобе.
В представленном отзыве администрация Амурского муниципального района Хабаровского края доводы жалобы поддержала и просит кассационную жалобу удовлетворить.
Проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, дошкольное учреждение обратилось в орган противопожарного надзора с заявлением о выдаче заключения о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности, при рассмотрении которого административным органом установлено, что заявителем не обеспечено соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В ходе проведенных мероприятий по надзору в отношении дошкольного учреждения органом противопожарного надзора выявлено, что объект не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением, поскольку пожарный гидрант, расположенный в радиусе 200 метров от объекта, находится в технически неисправном состоянии.
12.02.2008 административный орган вынес заключение N 001340, в пункте 1 которого указал на нарушение требований пожарной безопасности, оспоренное заявителем в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из доказанности факта несоблюдения дошкольным учреждением требований пожарной безопасности.
При этом суд обоснованно руководствовался пунктом 2.4.1 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89*, утвержденных Госкомобразованием СССР 10.05.1989, согласно которому администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара).
В соответствии с пунктом 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации", руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Пунктом 2.11 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, определено, что противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона определено понятие требованиям пожарной безопасности, под которыми понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Предоставление в лицензирующий орган заключений органов Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса предусмотрено подпунктом "е" пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что при подаче заявления дошкольным учреждением не подтверждено наличие исправного оборудования и систем противопожарной защиты для наружного противопожарного водоснабжения, поскольку гидрант (водоисточник), который может быть использован в качестве пожаротушения, неисправен.
Доводы заявителя о том, что действующим законодательством не закреплены положения, запрещающие выдавать лицензию на осуществление образовательной деятельности при отсутствии источника наружного противопожарного водоснабжения, а также о том, что создание наружного противопожарного водоснабжения входит в компетенцию органов местного самоуправления не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку оспариваемое в части заключение не содержит каких-то обязательных к исполнению предписаний, а лишь констатирует факт необеспечения требований пожарной безопасности, а вопрос о том, кто должен обеспечивать наружное противопожарное водоснабжение объекта и на чьем балансе должен находиться пожарный гидрант не является предметом спора по настоящему делу.
Ссылки дошкольного учреждения на неправомерное применение судом приказа Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 18.04.2007 N 134, письмо Министра МЧС Хабаровского края от 14.05.2008 N 3.3/865 в силу указанного выше не влияют на правильность судебных актов по существу заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены судебных актов и для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку ее доводы направлены на переоценку исследованных судом доказательств дела и установленных на их основе обстоятельств, следовательно, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ такие доводы подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу N А73-2968/2008-97 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 октября 2008 г. N Ф03-4630/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании