Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио, при секретаре Анохиной А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усановой... к Общественной палате РФ, Совету Общественной палаты РФ о признании решения незаконным (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-645/ дата)
по апелляционной жалобе административного истца Усановой О.В. на решение Тверского районного суда адрес от дата об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Общественной палате РФ, Совету Общественной палаты РФ о признании незаконным решения от дата о прекращении ее полномочий как члена Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания адрес (далее - ОНК адрес).
В обоснование заявленных требований административный истец полагала, что добросовестно исполняла возложенные на нее функции общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, постоянно повышала профессиональную квалификацию, принимал участие в образовательных семинарах, Кодекс этики не нарушала, в связи с чем полагала, что решение в отношении нее принято необоснованно.
Решением Тверского районного суда адрес от дата в удовлетворении административного искового заявления Усановой О.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда как незаконного.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Общественной палатой РФ представлены возражения.
Исследовав материалы административного дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая административное дело, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований Усановой О.В, обоснованно исходил при этом из того, что оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административные ответчики действовали с нарушением закона и прав административного истца, не имеется.
Такие суждения суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными, соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со статьей 218 (часть 1) КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что решением Совета Общественной палаты РФ от дата на основании личного заявления и решения Нижегородской Региональной экологической молодежной наименование организации, административный истец была назначена членом Общественной наблюдательной комиссии адрес.
дата в Общественную палату РФ поступило представление Нижегородской Региональной экологической молодежной наименование организации на основании решения правления Организации от дата о прекращении полномочий члена ОНК адрес Усановой О.В, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей, в котором также указано о том, что административный истец постоянно находится в США, собрания Комиссии не посещает, выезды в места принудительного содержания не осуществляет, связь с общественным объединением, предложившим ее кандидатуру в комиссию, не поддерживает.
ОНК адрес поддерживает представление Нижегородской Региональной экологической молодежной наименование организации о прекращении полномочий Усановой О.В. в качестве члена ОНК адрес, в связи с тем, что фио не посещает места принудительного содержания граждан, не посещает заседания комиссии и другие мероприятия, не исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от дата N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания", о чем представлено сообщение Общественной наблюдательной комиссии адрес N 38 от дата. Также в данной письме указано на то, что в ОНК адрес поступили заявления от ГУФСИН адрес и ГУ МВД России по адрес, в которых подтверждается факт ненадлежащего исполнения истцом обязанностей, возложенных на нее как члена ОНК адрес.
Решением Совета Общественной палаты РФ от дата полномочия истца в качестве члена ОНК адрес прекращены на основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания", в связи с представлением руководящего коллегиального органа общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена общественной наблюдательной комиссии в случае ненадлежащего исполнения членом общественной наблюдательной комиссии своих обязанностей, предусмотренных федеральным законом. Решение направлено по территориальности в ОНК адрес и размещено на сайте Общественной палаты Российской Федерации.
Согласно письму ОНК адрес от дата N 98, адресованному председателю комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, в период с дата по дата фио посещала учреждения принудительного содержания граждан три раза, в том числе:
- ИК-5 ГУФСИН России по адрес - дата;
- СИЗО-1 ГУФСИН России по адрес - дата;
- Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по адрес - дата.
Сведения о посещениях получены из ГУ МВД России по адрес и ГУФСИН России по адрес в дата, при этом, фио в нарушение регламента ОНК, сведения о посещении мест принудительного содержания граждан не представляла.
Согласно письму ГУ МВД России по адрес от дата N 35/1459, адресованному Председателю ОНК адрес, дата фио вместе с фио посетила Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по адрес, во время посещения была организована встреча с содержащимся в Центре гражданином Украины, который ранее высказывал суицидальные намерения, в беседе с которым фио, нарушая нормы морали и нравственности, вопреки целям деятельности ОНК, обсуждала с ним планируемый способ суицида; в связи с ухудшением у гражданина фона настояния, разговор был прерван должностным лицом ГУ МВД России по адрес.
Согласно представленным стороной административного истца актам и фотоматериалам, а также сообщениям УМВД России по адрес, ГУ МВД России по адрес, ГУФСИН России по адрес, фио посещала места принудительного содержания на территории адрес дата, 07, дата, дата, дата; вместе с тем, в нарушение регламента ОНК адрес сведения об этих посещениях мест принудительного содержания граждан, а также акты о них в Комиссию фио не представляла.
В силу статьи 1 Федерального закона от дата N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп (далее также - общественные объединения и иные некоммерческие организации), с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Согласно статье 4 названного Федерального закона регламентом Общественной палаты Российской Федерации установлен порядок участия органов Общественной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии.
Согласно положениям Федерального закона от дата N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" Общественная палата является координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации, в структуре органов Общественной палаты была сформирована рабочая группа Общественной палаты по организации процедуры отбора кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий.
Согласно статье 7.1 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в своей деятельности члены общественных наблюдательных комиссий руководствуются Кодексом этики членов общественных наблюдательных комиссий (далее - Кодекс этики), который утверждается Общественной палатой Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты.
В Кодексе этики особо отмечено, что члены общественных наблюдательных комиссий являются представителями гражданского общества и действуют в его интересах. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности, нетерпимости к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство.
Регламент работы общественных наблюдательных комиссий, порядок их образования, приостановления и прекращения их деятельности, а также требования, предъявляемые к членам общественных наблюдательных комиссий, установлены соответствующими нормами Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
Одной из форм деятельности общественной наблюдательной комиссии является посещение мест принудительного содержания.
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК рассматривает документы, поступающие от общественных наблюдательных комиссий или руководящих коллегиальных органов общественных объединений, осуществляет предварительное изучение материалов и их подготовку к рассмотрению советом Общественной палаты в соответствии со ст. 33 Регламента Общественной палаты Российской Федерации (утвержден решением Общественной палаты РФ, протокол от дата N 126-П) (далее - Регламент).
На основании ст. 26 Регламента к полномочиям совета Общественной палаты относится участие в формировании и (или) дополнении составов общественных объединений наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, приостановлении и прекращении деятельности состава наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком установленным настоящим Регламентом.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания" полномочия члена общественной наблюдательной комиссии прекращаются на основании решения совета Общественной палаты РФ, принятом по представлению соответствующей общественной наблюдательной комиссии, или руководящего коллегиального органа общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена общественной наблюдательной комиссии, в случае ненадлежащего исполнения членом общественной наблюдательной комиссии своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо грубого нарушения членом общественной наблюдательной комиссии Кодекса этики.
Применительно к изложенному представляется, что оспариваемое решение принято административными ответчика в соответствии с законом и при наличии к тому оснований, в пределах предоставленных полномочий ; порядок принятия решения о прекращении полномочий члена ОНК соблюден.
При таких данных, судебная коллегия, оценивая собранные по делу доказательства их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, полагает, что суд применительно к статье 227 КАС РФ правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления; решение об этом является законным с учетом установленных фактических обстоятельств административного дела и норм закона, регулирующих рассматриваемые публичные правоотношения.
Вопреки аргументам апелляционной жалобы, в протоколе судебного заседания от дата содержатся указание на исследование письменных материалов дела, в связи с чем нарушений статьи 13 КАС РФ, устанавливающей обязанность суд при рассмотрении административного дела непосредственно исследовать все доказательства по административному делу, судом первой инстанции не допущено.
Правовые основания для иной оценки собранных по административному делу доказательств, в том числе представленных стороной административного истца о регулярных посещениях мест принудительного содержания, в настоящем случае отсутствуют; она признается надлежащей; оценка деятельности члена ОНК относится к исключительным полномочиям административного ответчика; вопросы целесообразности принятых решений судом не проверяются; кроме того, фио не отрицает, что в нарушение регламента ОНК адрес сведения о своих посещениях мест принудительного содержания граждан, а также акты о них в Комиссию не представляла; посещения мест принудительного содержания после решения о прекращении полномочий члена ОНК правового значения для дела не имеет.
Оснований полагать собранные по делу доказательства недопустимыми не имеется; нарушений ст.ст. 59 и 61 КАС РФ не установлено; достоверность представленных административным ответчиком в соответствии со статьей 226 (часть) КАС РФ доказательств не вызывает сомнений.
Оснований полагать, что в рассматриваемом случае нарушены требования действующего законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания, не имеется; несогласие с оспариваемым решением не свидетельствует о том, что оно является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм материального права при рассмотрении дела и оценке законности оспариваемого решения, с точки зрения выполнения Усановой О.В. полномочий члена ОНК адрес, судом не допущено; нарушений порядка принятия решения не установлено. Несогласие административного истца с выводами суда, иная (неправильная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено; нарушений принципов административного судопроизводства (равноправия и состязательности сторон) не допущено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.