Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Колесниковой И.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-523/2021 по административному иску Лопатина... к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании решения незаконным, обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка
по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, подписанной представителем по доверенности фио, на решение Бутырского районного суда адрес от 26 октября 2021 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Лопатин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным и отмене решения от 1 апреля 2021 года N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467, КУВД-001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и регистрации ранее возникшего права, возложении на административного ответчика обязанности осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка общей площадью 1255 кв.м, расположенного по адресу: адрес.
В обоснование своих требований истец Лопатин В.А. указал, что в 1937 году его дедушке фио, члену ДСК им. Ларина, был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, находящийся на адрес им.Ларина, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес, д. 23. В 2001 году после смерти фио административному истцу был подарен дом, в связи с чем он был принят в члены ДСК им. Ларина и за ним был закреплен вышеуказанный земельный участок. В 2003 года дом, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес сгорел, в 2006 году был построен новый дом. 19 марта 2021 года Лопатин В.А. через МФЦ обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка и регистрации ранее возникшего права собственности. 16 апреля 2021 года административным истцом было получено уведомление от 1 апреля 2021 года NMFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467 КУВД -001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и регистрации ранее возникшего права, которое полагал незаконным, указывая на то, что им представлены необходимые документы для совершения регистрационных действий.
Решением Бутырского районного суда адрес от 26 октября 2021 года с учетом дополнительного решения того же суда от 1 марта 2022 года и определения об исправлении описки от 1 марта 2022 года постановлено:
признать незаконным и отменить решение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467 КУВД-001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекта недвижимости и регистрации ранее возникшего права;
обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок, общей площадью 1255 кв.м, расположенный по адресу: адрес, за Лопатиным Владимиром Александровичем.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес ставит вопрос об отмене принятого судом решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица ДСК им.Ларина по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает обжалуемое судебное решение подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из дела видно, что обращаясь в суд с настоящим иском, фио указал на то, что в 1937 году его дедушке фио, члену ДСК им. Ларина, был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, находящийся на адрес им.Ларина, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес, д. 23. В 2001 году, после смерти фио административному истцу был подарен дом, в связи с чем он был принят в члены ДСК им. Ларина и за ним был закреплен вышеуказанный земельный участок. В 2003 года дом, расположенный по адресу: адрес, пос. им. Ларина, адрес, д. 23, сгорел, в 2006 году был построен новый дом.
19 марта 2021 года Лопатин В.А. через МФЦ обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок (т.1 л.д. 26).
К заявлению им были приложены следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации права на недвижимое имущества N MFC-0558/2021-467619; справка ДСК им.Ларина от 18 января 2021 года N 1; выписка из протокола от 15 сентября 2019 года N 02-2019; акт от 28 апреля 1941 года; инвентаризация земель и введение земельного кадастра на адрес им Ларина адрес от 29 июня 1995 года; комплекс работ по инвентаризации земель и введению земельного кадастра на адрес им. Ларина адрес от 20 марта 1995 года.
1 апреля 2021 года Управлением Росреестра по адрес вынесено уведомление решениеN MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467 КУВД -001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и регистрации ранее возникшего права, которое было получено Лопатиным В.А. 16 апреля 2021 года (т.1 л.д. 27).
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, установлены статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которой государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Частью 2 данной статьи определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Таким образом, перечень документов, подтверждающих право на земельный участок, предоставленный для садоводства или ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса РФ, не является закрытым.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац первый, третий и четвертый пункта 9.1).
Федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет.
Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям.
Удовлетворяя заявленные Лопатиным В.А. требования, суд пришел к выводу о том, что административным истцом были представлены в Управление Росреестра по адрес необходимые для осуществления регистрационных действий документы.
Вместе с тем, согласиться с данными выводами суда не представляется возможным, поскольку, как следует из материалов дела, Лопатин В.А. обращался в Управление Росреестра по адрес с заявлением о кадастровом учете земельного участка как ранее учтенного и регистрации права собственности в отношении него как ранее возникшего (т.1 л.д.167-171).
При этом правоотношения, связанные с внесением в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества и регистрации ранее возникшего права, регулируются не статьей 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", как указал суд, а статьей 69 данного Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 69 Федерального закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 5 той же статьи в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Из изложенного следует, что ранее учтенным объектом недвижимого имущества признается такой объект, в отношении которого осуществлен технический учет или государственный учет, в том числе в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о таком объекте вносятся на основании представленных поименованных в части 5 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" документов.
Из дела видно, что земельный участок площадью 1255 кв.м. по адресу: адрес, кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении которого просил произвести заявитель, ранее каким-либо образом учтен не был.
Из справки ДСК им. Ларина от 18 января 2021 года (т.1 л.д.172) следует, что Лопатин В.А. в 2001 году приобрел право долевой собственности на домовладение по адресу: адрес, расположенное на земельном участке площадью 2286 кв.м, впоследствии сособственники домовладения произвели раздел земельного участка в натуре, Лопатин В.А. был принят в члены ДСК им. Ларина и за ним был закреплен земельный участок площадью 1255 кв.м по адресу: адрес.
Вместе с тем, в Управление Росреестра по адрес Лопатиным В.А. в качестве документа, подтверждающего его право на данный земельный участок, представлена экспликация объектов по ДСК им.Ларина на 1995 год, согласно которой по адрес имеется земельный участок площадью 2510 кв.м, землепользователями указаны фио, фио в 50% каждая (т.1 л.д.184).
Каких-либо документов, свидетельствующих о разделе данного земельного участка, в том числе решения общего собрания членов ДСК им. Ларина, которым Лопатин В.А. был бы принят в члены ДСК с правом пользования соответствующим земельным участком, материалы дела не содержат.
Документы, подтверждающие право собственности фио на какой-либо объект недвижимости, который был бы расположен в пределах того земельного участка, который он полагает ранее учтенным, в деле отсутствуют, и в Управление Росреестра по адрес, как видно из описи документов (т.1 л.д.197), Лопатиным В.А. не представлялись.
Представленная в суд выписка из протокола внеочередного общего собрания ДСК от 15 сентября 2019 года свидетельствует о том, что Лопатину В.А. как жителю ДСК подлежит выдаче справка или выписка из протокола для защиты его прав в суде (т.1 л.д.175).
Представленные суду апелляционной инстанции архивные копии учетно-технической документации БТИ, содержащие в себе план земельного участка по адресу: адрес, д23, по состоянию на 1961, 1990, 2006 годы, не свидетельствуют о его реальном разделе и образовании земельного участка площадью 1255 кв.м, регистрационные действия в отношении которого просит произвести Лопатин В.А.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по адрес, мотивированное тем, что представленные Лопатиным В.А. документы не подтверждают факт возникновения его права на объект недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах предоставленных административному ответчику полномочий.
При таких обстоятельствах, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Лопатиным В.А. административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от 26 октября 2021 года с учетом дополнительного решения того же суда от 1 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Лопатина... к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес отказать.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.