Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Коневой С.И., при секретаре Бабашкиной З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сабунджуоглу... к МВД России, ФКУ "ГИАЦ МВД России", ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по адрес, ГУ МВД России по адрес об обязании исключить из баз данных сведений о его осуждении на адрес (номе дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-26/ дата)
по апелляционной жалобе административного истца на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 января 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца адвоката фио, возражения представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности Гавриловой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сабунджуоглу С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД России и ФКУ "ГИАЦ МВД России" об обязании исключить из баз данных ФКУ "ГИАЦ МВД России", ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по адрес, ГУ МВД России по адрес сведения о его осуждении дата Адлерским районным судом адрес по ч.3 ст. 30 ч.1 ст. 188 УК РФ к дата лишения свободы, освобождении от наказания по амнистии на основании ст.1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной Войне датаг." от дата (далее - сведения об осуждении на адрес)
В обоснование требований указал на то, что действительно был осужден за покушение на контрабанду, от наказания освобожден, Федеральный законом от дата N420-ФЗ ст. 188 УК РФ была признана утратившей силу.
Административный истец указывал на то, что его семья - жена и дети проживают в США, до дата постоянно их навещал, в дата от него потребовали предъявить справку о наличии/отсутствии судимости.
В полученной дата справке приведены сведения о его осуждении на адрес, в выдаче визы для въезда в США отказано.
Сабунджуоглу С. полагал, что хранение и обработка его персональных данных нарушает его конституционные права, ставит в неравное положение с лицами, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации.
дата административный истец направил в МВД России заявление об исключении сведений об осуждении на адрес из баз данных, на которое получил ответ ФКУ "ГИАЦ МВД России" от дата об отсутствии оснований для внесения изменений.
С таким ответом Сабунджуоглу С. не согласен, считает, что в настоящее время отпала необходимость в достижении целей обработки его персональных данных. Он является гражданином Турции, не может быть государственным служащим Российской Федерации, работником органов и учреждений прокуратуры, органов внутренних дел, судей. Ему созданы препятствия в осуществлении его прав.
Определением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от дата к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по адрес, ГУ МВД России по адрес.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от дата в удовлетворении административного иска Сабунджуоглу С. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный; в обоснование требований Сабунджуоглу С. указывает на то, что его доводы о нарушении его прав, несоответствии действий (бездействия) административных ответчиков не получили надлежащей оценки суда.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности Гавриловой Г.В, полагавшей ешение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, обоснованно исходил при этом из того, что установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о нарушении его прав, незаконном бездействии административных ответчиков, наличии оснований для исключения из ведомственных баз данных сведений о его осуждении.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Так, при рассмотрении дела судом установлено, что дата гражданин адрес Сабунджуоглу С. был привлечен к уголовной ответственности приговором Адлерского районного суда адрес по ч.3 ст. 30 ч.1 ст. 188 УК РФ; административному истцу было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на дата, от которого он освобожден на основании ст. 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной Войне датаг." от дата
дата Сабунджуоглу С. получена справка ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве о том, что в ФКУ ГИАЦ МВД России, ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по адрес и ГУ МВД России по адрес имеется информация о его осуждении дата Адлерским районным судом адрес за покушение на контрабанду и освобождении от наказания (л.д. 10).
Сабунджуоглу С. направил в МВД России заявление об исключении указанных сведений из информационных центров.
Обращение было рассмотрено ФКУ "ГИАЦ МВД России", дата административному истцу дан ответ N2/217721966540 об отсутствии оснований для удовлетворения просьбы.
В период с дата по июль дата формирование и ведение централизованных учетов осуществлялось в соответствии с приказом МВД России от дата N 752дсп. Далее порядок формирования и ведения данных учетов осуществлялся в соответствии приказом МВД России от дата N 612дсп. Приказом МВД России от дата N дата утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент).
В соответствии с требованиями пунктов 72, 73 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по паспортные данные, месту жительства (месту пребывания) заявителя на адрес, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости. В справке о наличии (отсутствии) судимости перечисляются регионы, по которым осуществлялась проверка и указываются имеющиеся в учетах сведения, без указания конкретного региона в котором имеются сведения.
На ФКУ "ГИАЦ МВД России" возложено формирование и ведение централизованных криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации на федеральном уровне.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от дата N З-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления.
Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Часть 8 статьи 17 Закона о полиции закрепляет, что персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Федеральный закон от дата N 152-ФЗ "О персональных данных", регламентируя в части 7 статьи 5 хранение персональных данных, также предусматривает, что оно должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом.
Пунктами 40, 41 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступление (Приложение N 2 к приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от дата N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений") установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями для учета лица, совершившего преступление, являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
В соответствии с требованиями межведомственного приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия или погашения судимости; в пофамильных карточках учетные данные хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта амнистии или помилования, в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, - до достижения ими 80-летнего возраста.
Таким образом, хранение сведений об осуждении административного истца в ведомственном учете преступлений, равно как и выдача гражданину справки с установленными в отношении него сведениями об осуждении действующему законодательству не противоречит и не является актом вмешательства в его личную жизнь.
В силу части 6 статьи 86 УК РФ погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью; само по себе наличие в ведомственных учетных базах органов МВД России информации о факте осуждения административного истца на адрес не ущемляет прав заявителя, не может рассматриваться как правовое последствие, связанное с судимостью, в том числе в контексте того, что иностранным государством Сабунджуоглу С. не предоставлена виза.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решениях, принятых в связи с заявлениями о признании недействующими отдельных положений Административного регламента, не позволяется ограничивать объем информации о судимостях, в получении которой заявитель заинтересован; выдача справки о наличии (отсутствии) судимости в соответствии с правилами, установленными Административным регламентом, направлена на реализацию требований закона; вопрос об отсутствии или наличии судимости, в том числе снятой и погашенной, каких-либо последствиях разрешается лицом (органом), запросившим получение таковых сведений, самостоятельно (решения Верховного Суда Российской Федерации от дата N АКПИ12- 439, от дата N АПЛ12-519, от дата N АКПИ14-153, от дата N АПЛ14-365, от дата N АКПИ15-1051, от дата NАПЛ 15-591); в справку о наличии (отсутствии) судимости сведения о снятой (погашенной) судимости включаются, поскольку обработка персональных данных заявителя осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, а в связи с иными обстоятельствами и целями, что законодательству, в том числе об обработке персональных данных, не противоречит; Административным регламентом предусмотрено включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости, что само по себе не ограничивает права административного истца.
При таких данных, представляется, что суд правомерно отклонил аргументы административного истца, правильно также отметив, что изменение уголовно-процессуального и уголовного законодательства Российской Федерации, декриминализующего статью, по которой он был привлечен к уголовной ответственности, не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования подлежит уничтожению. Кроме того, наличие в справке информации о привлечении к уголовной ответственности по статьей, которая декриминализована, само по себе не влечет каких-либо неблагоприятных последствий.
Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, осужденных на адрес, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона от дата N 152-ФЗ "О персональных данных", нормам международного законодательства и правам человека не противоречит.
Доводы административного истца о том, что в данном случае не достигаются цели обработки информации, суд верно посчитал несостоятельными.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу указанного суд критически относится к доводам административного истца о том, что на него не может распространяться Федеральный закон "О полиции", так как является гражданином Турции.
Таким образом, доводы административного истца верно признаны судом несостоятельными, оснований для исключения из базы данных сведений о об осуждении административного истца на адрес не имеется.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления; необходимая для этого совокупность правовых оснований, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, не установлена, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу; нарушений закона при разрешении спора не допущено.
Решение суда по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, является законным и обоснованным; доводы сторон и собранные доказательства в нем получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ. Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие административного истца с выводами суда, другая оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального и процессуального права.
Таким образом, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе безусловных не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.