Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 октября 2008 г. N Ф03-4683/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области на решение от 16.05.2008, на постановление от 24.07.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А37-2397/2007-6 Арбитражного суда Магаданской области, по иску муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Магадантеплосеть" к Департаменту финансов администрации Магаданской области, Комитету по финансам мэрии г. Магадана, Министерству финансов РФ, 3-и лица: Управление Федерального казначейства по Магаданской области, муниципальное учреждение "Центр социальных выплат г. Магадана", о взыскании 682646 руб. 66 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2008. Полный текст постановления изготовлен 31.10.2008.
Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "Магадантеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Департаменту финансов администрации Магаданской области, Комитету по финансам мэрии г. Магадана, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 721146 руб. 32 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) населению г. Магадана, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Магаданской области, муниципальное учреждение "Центр социальных выплат г. Магадана".
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать 682646 руб. 66 коп.
Решением от 16.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2008, требование истца удовлетворено частично, в сумме 667364 руб. 39 коп. за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в сумме 56 руб. 73 коп. за счет казны Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области. В удовлетворении остальной части иска отказано, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие статус 11 граждан как доноров.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ, которое просит их отменить как незаконные.
В обоснование жалобы заявитель указывает на неправомерное возложение ответственности на Минфин РФ, так как ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на компенсацию затрат по предоставлению спорных льгот.
Также ссылается на то, что суд необоснованно не принял довод ответчика о неправомерном включении суммы НДС в размер взыскиваемых убытков, а также взыскании с ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, участия не принимали.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в период с 01.01.2004 по 01.12.2004 МУП "Магадантеплосеть" во исполнение Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предоставлены льготы по оплате тепловой энергии гражданам, имеющим право на 50-процентную скидку.
Расходы в указанном размере подтверждены списками граждан, имеющих льготу на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", представленными Государственным учреждением здравоохранения "Магаданская областная станция переливания крови".
Ввиду отказа в компенсации из соответствующего бюджета выпадающих доходов государственными и муниципальными органами в размере предоставленных указанной категории граждан льгот истец обратился с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с последующими редакциями до 22.08.2004) граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера коммунальных услуг. При этом согласно статье 4 названного Закона финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основании федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
При рассмотрении спора арбитражный суд правильно установил источник предоставления установленных ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" льгот - средства федерального бюджета, которые при передаче полномочий РФ на другой уровень власти должны передаваться нижестоящему бюджету в форме субвенций, что соответствует положениям пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005), Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".
Данный вывод также соответствует разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункт 18).
В соответствии с ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", бюджетам субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб., в том числе Магаданской области 417000 руб.
Судом на основании Закона Магаданской области "Об областном бюджете на 2004 год" установлено, что общая сумма целевых субвенций из федерального бюджета распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям в сумме 416943 руб., субвенции МО г. Магадан не предусмотрены.
В этой связи убытки истца возмещены в сумме 56 руб. 73 коп. за счет казны Магаданской области. В остальной части расходы истца правомерно возмещены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку переданные из федерального бюджета денежные средства в сумме 417000 руб. не удовлетворили потребность Магаданской области в реализации федерального законодательства, установившего льготы.
Доказательств нецелевого использования выделенных Магаданской области денежных средств из федерального бюджета на реализацию льгот донорам Министерством финансов РФ не представлено.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.05.2008, постановление от 24.07.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А37-2397/2007-6 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения,кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2008 г. N Ф03-4683/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании