Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А. с участием прокурора Мещерякова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1470/2022 по административному исковому заявлению Мамонтова Вадима Игоревича об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2021 года.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года.
Административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, улица ---. Здание включено в Перечень на 2021 год под пунктом 9921, в Перечень на 2022 год под пунктом 1152.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здание также не используется для указанных целей.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент городского имущества города Москвы, который своих представителей в судебное заседание не направил.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мещерякова И.С, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, улица --- с 02 июня 2021 года, что следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что здание включено в Перечни по критерию, вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ответу ФКП Росреестра на запрос Московского городского суда имеется связь здания административного истца со следующими земельными участками:
- с земельным участком с кадастровым номером ---, дата установления связи 19 февраля 2019 года. Связь с данным земельным участком имелась на 01 января 2021 года, 01 января 2022 года; в настоящее время является актуальной. Вид разрешенного использования земельного участка - "деловое управление (4.1) земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)".
- с земельным участком с кадастровым номером ---. Связь с данным земельным участком имелась до 08 октября 2021 года. Вид разрешенного использования земельного участка - "эксплуатация части здания под кафе и магазин продовольственных товаров".
- с земельным участком с кадастровым номером ---. Связь с данным земельным участком имелась с 08 октября 2021 года; в настоящее время является актуальной. Вид разрешенного использования земельного участка - "эксплуатация части здания под кафе и магазин продовольственных товаров".
Таким образом, согласно данным ЕГРН, на 01 января 2021 года здание административного истца располагалось в границах:
- земельного участка с кадастровым номером --- с видом разрешенного использования земельного участка - "деловое управление (4.1) земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)";
- земельного участка с кадастровым номером --- с видом разрешенного использования земельного участка - "эксплуатация части здания под кафе и магазин продовольственных товаров".
Согласно данным ЕГРН, на 01 января 2022 года здание административного истца располагалось в границах:
- земельного участка с кадастровым номером --- с видом разрешенного использования земельного участка - "деловое управление (4.1) земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)";
- земельного участка с кадастровым номером --- с видом разрешенного использования земельного участка - "эксплуатация части здания под кафе и магазин продовольственных товаров".
Согласно ответу Департамента городского имущества города Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером --- заключен договора аренды от 04 марта 2019 года со множественностью лиц на стороне арендатора. Земельный участок по договору предоставлен для эксплуатации нежилых помещений в здании под деловое управление. Срок действия договора определен до 28 декабря 2067 года.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами --- земельно-правовые отношения не оформлялись.
Согласно пункту 2 статьи 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносятся сведения о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в границах которых расположен объект недвижимости.
Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН здание административного истца с кадастровым номером --- расположено в границах двух земельных участков: земельного участка с кадастровым номером ---, земельного участка с кадастровым номером --- (что соответствует дате получения выписки).
Виды разрешенного использования земельных участков, отраженные в сведениях ЕГРН, - "деловое управление (4.1) земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)"; "эксплуатация части здания под кафе и магазин продовольственных товаров" являются однозначно определенными, не подразумевает возможность использования земельных участков по иному назначению, кроме как для размещения офисов, зданий делового и коммерческого назначения, для торговых целей и для целей общественного питания, что полностью соответствует видам деятельности, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, с которыми действующее законодательство связывает налогообложение исходя из кадастровой стоимости.
Пунктом 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания) к группе видов разрешенного использования 1.2.5 относят земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, к группе видов разрешенного использования 1.2.7 относят земельные участки земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка - "эксплуатация части здания под кафе и магазин продовольственных товаров", вопреки доводам административного истца, не образует признака множественности, является определенным и соответствует пункту 1.2.5 Методических указаний, так как позволяет размещать на нем торговые объекты и объекты общественного питания.
Вид разрешенного использования земельного участка "деловое управление (4.1) земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)" также не образует признака множественности, является определенным и соответствует пункту 1.2.7 Методических указаний, так как позволяет размещать на земельном участке только объекты офисного и коммерческого назначения
Таким образом, здание административного истца полностью соответствует критерию, предусмотренному статьей 1.1. Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", а именно - расположено на земельном участке, виды разрешенного использования которого предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В силу прямого указания данной нормы здания, расположенные на таких земельных участках, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Ввиду того, что виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание, являются однозначно определенными, ссылка административного истца на акт Госинспекции по недвижимости от 09 июня 2021 года, согласно которому здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку в здании осуществляется ремонт, не имеет правового значения, поскольку здание включено по иному критерию, а именно: по виду разрешенного использования земельного участка. Кроме того, проведение в здании ремонтных работ или работ по реконструкции не свидетельствует о том, что здание не может быть использовано в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку статья 7 Земельного кодекса РФ обязывает использовать земельные участки в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При правомерности включения здания в Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка в случае, если здание на соответствующий налоговый период не используется в целях коммерческой деятельности, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, исходя из прямого указания части 2.3 статьи 4.1. Закона "О налоге на имущество организаций" у административного истца имеется возможность применения налоговой льготы в виде уплаты налога на имущество в размере 25% исчисленной суммы налога.
Не имеет правового значения ссылка административного истца на судебные акты, которыми на предыдущие налоговые периоды здание было исключено из Перечней по заявлению предыдущего собственника, поскольку в отношении иных налоговых периодов установлено, что здание имело связь с земельным участком с кадастровым номером --- с видом разрешенного использования "участки размещения производственных объектов различного вида" (1.2.9). Данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета 06 мая 2019 года, что следует из ответа ФКП Росреестра по Москве. При этом по ранее рассмотренным периодам суды указывали, что согласно выписке из ЕГРН здание административного истца находилось, в том числе, в границах земельного участка с кадастровым номером ---, тогда как на 01 января 2021 года, 2022 года сведения ЕГРН таких данных не содержат, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН.
Суд не может согласиться с доводом административного истца о необходимости удовлетворения административного иска исходя из того, что при установлении связи здания с земельными участками, указанными в ЕГРН, допущена реестровая ошибка.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, предусмотрен статьей 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", частью 3 которой установлено, что реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок, и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Следовательно, действующими нормативными правовыми актами определен специальный порядок исправления реестровой ошибки, который может осуществляться в рамках административных процедур или в судебном порядке.
В рамках рассмотрения настоящего дела суд не вправе предрешать вопрос о наличии или отсутствии реестровой ошибки, высказывать суждение о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРН, о границах объектов недвижимости, в том числе, смежных земельных участках. Из материалов дела усматривается, что административный истец самостоятельно не обращался за исправлением реестровых ошибок ни в административный орган, ни в суд. При изложенных основаниях, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Мамонтова Вадима Игоревича об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.