Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Комоловой О.А. на постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 24 марта 2022 года, которым Комолова Ольга Алексеевна, паспортные данные, гражданка Российской Федерации, зарегистрированная по адресу: адрес, признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
27 февраля 2022 года в отношении Комоловой О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд фио ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указала на то, что нарушено право на состязательный процесс с участием стороны обвинения от имени государства; судьей районного суда не были вызваны и допрошены в качестве свидетелей сотрудники полиции; незаконное задержание, фотографирование и проведение дактилоскопии; необоснованность наказания.
фио и ее защитник фио в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали в полном объеме. фио представила письменные объяснения.
Проверив материалы дела, выслушав фио и ее защитника, изучив доводы жалобы и дополнений к ней, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Основанием привлечения Комоловой О.А. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении о том, что она 27 февраля 2022 года примерно в 18 час 15 минут по адресу: адрес, нарисовала и разместила на окно своей квартиры, средство наглядной агитации - плакат размером 105*80 см, с лозунгами тематического содержания.
Вместе с тем, 27 февраля 2022 года в период времени с 13 часов 00 минут в центральной части адрес и других адрес проходили публичные мероприятия, участники которых выражали свою позицию по отношению к событиям, происходящим в ДНР и ЛНР. В том числе с использованием средств наглядной агитации в виде плакатов с надписями тематического содержания.
Действия Комоловой О.А. в составе других участников, представляют собой не что иное, как скрытую форму коллективного публичного мероприятия, определенного п. 6 ст. 2 Закона 54-ФЗ, как пикет и исключает случайное совпадение действий отдельных пикетчиков.
Таким образом, 27 февраля 2022 года в 18 час 15 минут по адресу: адрес, гр. фио, сознавая противоправный характер своих действий, добровольно приняв на себя и исполняя функции участника публичного массового мероприятия, чем нарушила требования Закона N 54-ФЗ.
Указанные выше обстоятельства судья посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек фио к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Вместе с тем доказательств того, что Комоловой О.А. были допущены нарушения приведенных положений указанного Федерального закона, материалы дела не содержат.
Имеющиеся в деле доказательства, а именно, протокол об административном правонарушении, рапорты и объяснения сотрудников полиции в которых, в числе прочего, указано, что 27 февраля 2022 года примерно в 18 час 15 минут по адресу: адрес, фио нарисовала и разместила на окно своей квартиры, средство наглядной агитации - плакат размером 105*80 см, с лозунгами тематического содержания, тем самым приняла участие в составе группы граждан в несогласованной с органами исполнительной власти адрес публичном мероприятии - пикетировании, подлежат критической оценки.
Из первоначальных объяснений Комоловой О.А, а также ее пояснений в ходе рассмотрения настоящей жалобы следует, что во вменный период она проводила дома, участие в публичном мероприятии - пикетировании в составе группы граждан ею последовательно отрицается.
При этом бесспорных доказательств, участия Комоловой О.А. в публичном мероприятии в нарушение требований вышеуказанного Федерального закона, в материалы дела не представлено.
Частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Установив наличие неустранимых сомнений в виновности Комоловой О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, вывод судьи районного суда о доказанности вины последнего нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении Комоловой О.А. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 24 марта 2022 года, по делу об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Комоловой Ольги Алексеевны, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья
Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.