Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО адрес на постановление судьи Таганского районного суда адрес от 26.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ в отношении ОАО адрес,
УСТАНОВИЛ:
06.04.2021 заместителем Пермского транспортного прокурора в отношении ОАО адрес составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Постановлением Таганского районного суда адрес от 26.05.2021 ОАО адрес признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ОАО "РЖД" фио ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ОАО "РЖД" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, обеспечил явку защитника фио, которая доводы жалобы поддержала.
Представитель Пермской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы. Руководствуясь положениями ст.25.11 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснение защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Частью 3 статьи 11.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное умышленно.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Федеральный закон N 16-ФЗ).
В силу 10 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Под актом незаконного вмешательства п. 1 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ч. 4 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пп. а п. 5 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ч. 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно ч.ч.1, 2, 5 ст.12.2 Федерального закона N 16-ФЗ в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.
Наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности направлены на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, а также на обнаружение транспортных средств и иных материальных объектов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.
Согласно ч.ч.7, 8, 9 Федерального закона N 16-ФЗ при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с правилами, предусмотренными частью 13 настоящей статьи, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 N 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее Правила).
Настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС (п. 3 Правил).
Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС (п. 4 Правил).
Как следует из материалов дела Пермской транспортной прокуратурой в соответствии с решением N 52 от 10.03.2021 проведена 17.03.2021 выездная проверка исполнения ОАО "РЖД" требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Пермь-2, расположенного по адресу: адрес.
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО "РЖД" допущены нарушения правил проведения досмотра на ОТИ "Железнодорожный вокзал Пермь-2".
Так согласно договору N 3746198 от 30.12.2019, заключенному между ОАО "РЖД" и ООО "Подразделение транспортной безопасности "Фактор", ООО "ПТБ Фактор" оказывает услуги по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО "РЖД" путем защиты от противоправных (неправомерных) действий (бездействий), угрожающих Деятельности транспортного комплекса ? вокзал Пермь-2. В соответствии с условиями договора ООО "ПТБ Фактор" выполняет функции подразделения транспортной безопасности на ОТИ "Железнодорожный вокзал Пермь-2".
ООО "ПТБ Фактор" в качестве соисполнителя на основании договора от 01.02.2020 N 4 для обеспечения транспортной безопасности вокзала Пермь-2 привлекло ООО "ПТБ Сигма", которое на момент проверки является подразделением транспортной безопасности указанного ОТИ.
По условиям договора N 3746198 от 30.12.2019 ОАО "РЖД" обязано выделить и оборудовать отдельные помещения или участки помещений на ОТИ для размещения работников подразделений транспортной безопасности, проведения досмотра физических лиц, управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности, передать такие помещения исполнителю по акту приема-передачи помещений (п. 4.3.4 договора). Кроме этого, ОАО "РЖД" в силу п. 4.3.6 договора N 3746198 от 30.12.2019 обязано передать исполнителю технические средства обеспечения транспортной безопасности согласно утвержденной схеме их размещения на ОТИ, включающей технические системы и средства досмотра для оказания услуг. ОАО "РЖД" обязано за счет собственных средств обеспечить ОТИ техническими средствами транспортной безопасности (обеспечивающих надежную защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства) по установленным нормам и связью (п. 4.3.7 договора).
Выездной проверкой вокзала, проведенной 17.03.2021, установлено, что в нарушение ч. 8 ст. 12.2 ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ, п. 48 Правил N 227 КПП ОТИ "Железнодорожный вокзал Пермь-2" оборудовано ОАО "РЖД" несертифицированными и соответственно не соответствующими требованиям к их функциональным свойствам техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно на системы и средства досмотра, в том числе стационарные досмотровые рентгеновские установки и комплексы автоматизированного радиационного контроля не представлены сертификаты.
В нарушение ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 12.2 ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ, п.п. 18, 27 Правил досмотра N 227, на ОТИ "Железнодорожный вокзал Пермь-2" не обеспечено проведение предусмотренного подп. "д" п. 9 Требований N 1633 наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации N 172 от 26.02.2015, на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование.
Так Договорами N 3746198 от 30.12.2019, N 4 от 01.02.2020 не предусмотрено наличие в числе работников подразделения транспортной безопасности, привлечённого для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, лиц, аттестованных в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, и осуществляющих наблюдение и (или) собеседование.
В соответствии со списками работников ООО "ПТБ "Сигма", заступивших на смену 01.03.2021-17.03.2021 и свидетельствами об аттестации, в ежесуточной смене на ОТИ "Железнодорожный вокзал Пермь-2" отсутствуют сотрудники подразделения транспортной безопасности, аттестованные в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование.
В нарушение ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ, п. 112 Правил досмотра N 227, КПП на ОТИ "Железнодорожный вокзал Пермь-2" не оборудовано аварийным освещением и электроснабжением, обеспечивающими функционирование КПП при нарушении штатного электроснабжения.
В нарушение ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ, п. 120 Правил досмотра N 227 на КПП ОТИ "Железнодорожный вокзал Пермь-2", расположенном на границе сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности ОТИ, на пути перемещения объектов досмотра с территории, находящейся вне зоны транспортной безопасности ОТИ, отсутствует отдельное помещение или отдельная часть помещения, предназначенная для проведения дополнительного и (или) личного досмотра.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: справкой по результатам проверки исполнения ОАО "РЖД" требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала "Пермь-2" от 24.03.2021; справкой по результатам участия в качестве специалиста 17.03.2021; решением о проведении проверки N52 от 10.03.2021; требованием о предоставлении информации и документов от 10.03.2021; сообщением дирекции железнодорожных вокзалов свердловская дирекция железнодорожных вокзалов вокзал Пермь-2 от 15.03.2021 с копиями истребованных материалов; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.04.2021.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ОАО "РЖД" правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо допустило нарушение требований транспортной безопасности.
Выводы судьи о виновности ОАО "РЖД" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда на объектах транспортной инфраструктуры происходят террористические акты - создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
В данном случае ОАО "РЖД" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства в сфере транспортной безопасности.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ОАО "РЖД" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, и виновности ОАО "РЖД" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества не усматривается.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено судьей районного суда в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Порядок привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Таганского районного суда адрес от 26.05.2021, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.