Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 ноября 2008 г. N Ф03-4827/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 23.07.2008 по делу N А04-3063/08-22/155 Арбитражного суда Амурской области, по иску администрации Приозерного сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделу образования администрации Ивановского района, Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, 3-е лицо: Финансовое управление администрации Ивановского района, о взыскании 159494 руб. 25 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2008 года.
Администрация Приозерного сельсовета Ивановского района Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу образования администрации Ивановского района, Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании расходов в размере 159494 руб. 25 коп., образовавшихся в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг в 2007 году в соответствии с ФЗ "Об образовании".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации Ивановского района.
Решением от 23.07.2008 исковые требования удовлетворены. За счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу Администрации Приозерного сельсовета взыскано 159494 руб. 25 коп. компенсаций на основании того, что расходные полномочия Российской Федерацией не исполнены, так как в федеральном бюджете субвенции в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Закона РФ "Об образовании", не предусмотрены.
Законность судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит его отменить и в иске к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу решения и постановления, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 09.01.2007 между отделом образования администрации Ивановского района и администрацией Приозерного сельсовета заключен договор на возмещение затрат по льготам установленным действующим законодательством.
Во исполнение условий договора от 09.01.2007 в 2007 году администрация Ивановского района предоставляла льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа с. Солнечное.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов бюджету сельского поселения расходов по предоставлению льгот в сумме 159 494 руб. 25 коп. заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорный период, списками граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, актами сверки взаимных расчетов.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения для чего в областном бюджете Законом о бюджете Амурской области на соответствующий год утверждены целевые средства, из которых на социальную поддержку педагогических работников Ивановского района в 2007 году выделено 13271 тыс. руб., и которые не обеспечили потребность в них района, в связи с чем кредиторская задолженность на 01.01.2008 по педагогическим работникам составила 3089,8 тыс. руб.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Ивановского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 159494 руб. 25 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Поскольку судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, решение и постановление отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.07.2008 по делу N А04-3063/2008-22/155 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 ноября 2008 г. N Ф03-4827/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании