Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф03-4829/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 10.09.2008 по делу N А04-4603/08-11/344 Арбитражного суда Амурской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Районная энергетическая компания" к Министерству финансов Амурской области, муниципальному учреждению Отдел образования Администрации муниципального образования Белогорского района, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третье лицо: Финансовое управление Администрации Белогорского района, о взыскании 135772, 09 руб.
Резолютивная часть постановления от 05 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Районная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, муниципальному учреждению Отдел образования Администрации муниципального образования Белогорского района о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам и специалистам, проживающим и работающим в сельской местности за период с 18.01.2007 по 31.12.2007 в размере 135772,09 руб.
Определением от 17.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов (УФК по Амурской области), Финансовое управление Администрации Белогорского района.
В порядке статьи 46 АПК РФ определением от 13.08.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением от 10.09.2008 исковые требования ООО "Районная энергетическая компания" удовлетворены в полном объеме, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 135772,09 руб. убытков.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением от 10.09.2008, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Районная энергетическая компания".
ООО "Районная энергетическая компания" в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с решением от 10.09.2008, полагая его законным и обоснованным, просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения от 10.09.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 18.01.2007 между муниципальным учреждением Отдел образования Администрации муниципального образования Белогорского района (Отдел) и ООО "Районная энергетическая компания" (Предприятие) заключен договор на предоставление льгот N 7/77, исходя из условий которого Предприятие приняло на себя обязательства по оказанию мер социальной поддержки ввиде предоставления жилищно-коммунальных услуг согласно Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области" (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 5.1 договора срок его действия определен сторонами с 18.01.2007 по 31.12.2007.
Отдел производит возмещение расходов Предприятию по оплате стоимости предоставленных льгот на жилищно-коммунальные услуги гражданам, указанным в пункте 1.1.1 договора (педагогические работники и руководящие работники и пенсионеры государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающие и работающие в сельской местности), перечисленных из областного бюджета денежных средств, в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области" (пункт 1.1.2 договора).
В связи с невозмещением расходов по предоставленным льготам вышеуказанной категории граждан за период с 18.01.2007 по 31.12.2007, ООО "Районная энергетическая компания" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными законами с учетом действующего законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Так в силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметамсовместного ведения ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Как установлено Арбитражным судом Амурской области, бюджетом Амурской области на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Белогорскому району было выделено в 2007 году - 6632,8 тыс. руб. Данное обстоятельство подтверждается отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Белогорскому району на 01 января 2008 года.
Иных доказательств, свидетельствующих о поступлении в бюджет Амурской области денежных средств из федерального бюджета на вышеуказанные цели Министерством финансов Российской Федерации не представлено.
Таким образом, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 135772, 09 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.09.2008 по делу N А04-4603/08-11/344 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 ноября 2008 г. N Ф03-4829/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании