Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам Кузнецовой А.А. и защитника фио на постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 26.01.2022, которым Кузнецова Анастасия Александровна признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
31.01.2021 УУП ОМВД России по адрес в отношении Кузнецовой А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело направлено на рассмотрение в Черемушкинский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, Кузнецова А.А. и ее защитник Антохин Е.В. ставят вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях привлекаемого к ответственности лица состава административного правонарушения, а также в связи с неправильным определением судом обстоятельств дела и допущенными процессуальными нарушениями.
Кузнецова А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав объяснения Кузнецовой А.А, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до сумма прописью, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона адрес от 12 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Как установлено судьей районного суда, что 31.01.2021 в период с 14 час. 00 мин. до 15 час. 30 мин. Кузнецова А.А, находясь по адресу: адрес, в составе группы граждан в количестве не менее 2500 человек, приняла участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга и шествия, повлекшем за собой помехи движению пешеходов и транспортных средств, препятствующем доступу граждан к объектам транспортной инфраструктуры, на неоднократные и законные требования сотрудников правоохранительных органов о прекращении противоправных действий, не реагировала в связи с чем была задержана и доставлена в территориальный отдел полиции.
Указанные действия Кузнецовой А.А. квалифицированы по ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Кузнецовой А.А. подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: рапортами сотрудников полиции фио, фио и их письменными объяснениями; протоколом о доставлении лица, совершившего административного правонарушения; протоколом об административном задержании; письменными объяснениями Кузнецовой А.А.; протоколом об административном правонарушении от 31.01.2021, составленным в отношении Кузнецовой А.А. по ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ; копией паспорта Кузнецовой А.А.; данными СПО СК: АС "Российский паспорт"; видеозаписью на CD-носителе; видеозаписью допроса фио; копией книги учета доставления в дежурную часть территориального органа МВД РФ; аудиозаписью судебного заседания от 10.01.2022 на CD-носителе; протоколом судебного заседания по административному делу N 2а-177/2021; показаниями свидетелей в суде первой инстанции фио, фио, фио, фио
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Кузнецовой А.А. в нарушении требований Федерального закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, процедуры, предписанные нормами КоАП РФ, соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается. В протоколе указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом.
Вывод о наличии в действиях Кузнецовой А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Кузнецовой А.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Участие Кузнецовой А.А. в несогласованном публичном мероприятии в сочетании форм митинга и шествия, в ходе которого были созданы помехи функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов, со всей очевидностью следует из рапорта и письменных объяснений полицейских фио, фио, протокола об административном правонарушении, показаний в суде первой инстанции свидетелей фио, фио, фио, иных доказательств, из которых следует, что Кузнецова А.А. была задержана сотрудниками полиции за участие в несогласованном публичном мероприятии, проходившем в форме митинга, в ходе которого перекрывались проезжая часть и ограничивался доступ к объектам инфраструктуры.
Вопреки доводам жалобы наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию транспортной инфраструктуры, и, движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к объектам транспортной инфраструктуры, а также причинно-следственная связь между проведением несанкционированного публичного мероприятия, в котором принимал участие заявитель, и наступившими последствиями в виде помех функционированию транспортной и социальной инфраструктуры, полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
При этом, следует отменить, что диспозиция ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ не содержит в качестве объективной стороны правонарушения прямого указания на то, что непосредственно само лицо, участвующее в несанкционированном публичном мероприятии, привлекаемое впоследствии за это к административной ответственности, создает своими действиями помехи функционированию транспортной инфраструктуры; юридически важным для квалификации по ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ является участие в несанкционированном публичном мероприятии, которое (т.е. само несанкционированное публичное мероприятие, а не конкретный его участник) повлекло за собой создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам.
Вместе с тем, суд считает необходимым изменить обжалуемое постановление в части указания места совершения Кузнецовой А.А. правонарушения, указав, что оно было совершено по адресу: адрес по адрес, что следует из материалов дела и объяснений Кузнецовой А.А.
Согласиться с доводом о нарушении права на свободу выражения мнения и свободу мирных собраний не представляется возможным.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии в форме митинга и шествия, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, не свидетельствует о нарушении прав Кузнецовой А.А. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
О том, что Кузнецова А.А. была проинформирована о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений.
При таких обстоятельствах, Кузнецова А.А, зная о несогласованности публичного мероприятия, приняла в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, находилась в составе группы граждан, которая создавала помехи в движении пешеходов и проезду транспорта, в связи с чем её действия правильно квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции было отклонено ходатайство о ведении протокола судебного заседания, подлежит отклонению, поскольку в соответствии со ст. 29.8 КоАП РФ протокол судебного заседания ведется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
Довод о нарушении права заявителя на состязательный процесс, в связи с отсутствием в судебном заседании лица, исполняющего функцию государственного обвинения, основана на ином толковании права и не влечет отмену или изменение судебного акта.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Довод жалобы о том, что в судебном заседании не принимал участие прокурор как лицо, обязанное поддерживать государственное обвинение, в связи с чем нарушен принцип состязательности сторон, не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления судьи, поскольку полномочия прокурора в рамках производства по делу об административном правонарушении установлены ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, поддержание государственного обвинения в указанный перечень не входит.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Кузнецовой А.А. в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, отсутствии отягчающих административную ответственность, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Предусмотренных законом оснований для признания назначенного Кузнецовой А.А. административного наказания чрезмерно суровым не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобах, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 20.02.2021 по делу об административном правонарушении по ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Кузнецовой Анастасии Александровны изменить, указать место совершения Кузнецовой А.А. правонарушения: адрес по адрес. В остальной части постановление суда оставить без изменения, жалобы Кузнецовой А.А. и ее защитника фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.