Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио на постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 28 декабря 2021 года, которым ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
26 ноября 2021 года советником отдела садово-паркового искусства Управления специальных городских объектов Мосгорнаследия в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами в соответствии с ч.3 ст.23.1, ч.1 ст.29.5 КоАП РФ на рассмотрение по подведомственности передан в Савеловский районный суд адрес, судьей которого 28 декабря 2021 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данный судебный акт в Московский городской суд обжалует защитник ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Медведкова Н.Н. по доводам поданной жалобы, согласно которым, при рассмотрении настоящего деда не учтено, что учреждение не бездействовало, предпринимало все меры по соблюдению правил и норм в пределах своей компетенцией; собственник недвижимого имущества Министерство обороны Российской Федерации на наделило учреждение полномочиями в сфере содержания данного имущества, при этом обязанности и полномочия собственника возложены на Департамент строительства Минобороны России в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации; состав вменяемого административного правонарушения в действиях ФГКУ "Центральное ТУИО" отсутствует.
В судебное заседание законный представитель ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Представитель Департамента культурного наследия адрес по доверенности фио возражала против удовлетворения указанных доводов поданной жалобы, сочтя оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании допустимых и достоверных доказательств, совокупности которых достаточно для квалификаций действий ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации" по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия влечет административную ответственность, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно п. 1 ст. 33 которого, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Исходя из положений п.1 ст.40 того же Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 43 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определено, что реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
На основании п. 1 ст. 45 указанного Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер, в отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в адрес осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры адрес в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Статьей 10 того же Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26 определено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В силу п. 2 ст. 22 вышеназванного Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26, пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
Из анализа приведенных выше норм следует, что пользователь объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с соблюдением условий, установленных Федеральным законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Пунктом 4.4.45 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия адрес" предусмотрено, что Мосгорнаследие осуществляет, в том числе, выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения; выдачу иных предписаний в целях реализации полномочий по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в рамках осуществления контроля за исполнением предписания по сохранению объекта культурного наследия на основании заданий от 15 ноября 2021 года NУТК-490\2021 и от 16 ноября 2021 года NУТК-491\2021 руководителя Мосгорнаследия 16 ноября 2021 года должностным лицом административного органа выявлено, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, находящимся по адресу: адрес, дом 40А, являющимся на праве оперативного управления правообладателем объекта культурного наследия федерального значения "Екатерининский дворец, 1772-1776гг." по адресу: адрес, д.3\5, запись регистрации права от 04 июля 2012 года N77-77-12\017\2012-373, принятого под государственную охрану Постановлением Совета Министров адрес от 30 августа 1960 года N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в адрес", предмет охраны которого утвержден распоряжением Мосгорнаследия от 27 мая 2020 года N323 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) "Екатерининский дворец", в установленный до 15 ноября 2021 года срок требования повторно выданного предписания от 03 сентября 2021 года N 183\2021 огородить аварийные участки объекта, разместить на главном (юго-восточном) фасаде объекта защитно-улавливающую сетку на основании согласованного с Мосгорнаследием соответствующего раздела об обеспечении сохранности объекта при проведении данных работ, полученного учреждением посредством Почты России 08 сентября 2021 года, в нарушение требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст.10, п. 2 ст.20, ст.22 Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", выполнены не были, задание на проведение работ об обеспечении сохранности объекта при проведении работ по размещению на фасаде
защитно-улавливающей сетки не получено, проектная документация не разработана и в Мосгорнаследие не поступала, защитно-улавливающая сетка не размещена, необходимых и достаточных мер по выполнению обязательств по сохранению объекта культурного наследия не предпринято, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьёй доказательств, в том числе, заданиями от 15 ноября 2021 года NУТК-490\2021 и от 16 ноября 2021 года NУТК-491\2021 руководителя Мосгорнаследия об осуществлении контроля за исполнением предписания по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Екатерининский дворец, 1772-1776гг." по адресу: адрес, д.3\5; Постановлением Совета Министров адрес от 30 августа 1960 года N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в адрес"; распоряжением Мосгорнаследия от 27 мая 2020 года N323 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) "Екатерининский дворец"; предписанием от 31 мая 2021 года NПР-147\2021 с требованием огородить аварийные участки объекта, разместить на главном (юго-восточном) фасаде объекта защитно-улавливающую сетку на основании согласованного с Мосгорнаследием соответствующего раздела об обеспечении сохранности объекта при проведении данных работ в срок до 01 сентября 2021 года; повторным предписанием от 03 сентября 2021 года N 183\2021 с требованием огородить аварийные участки объекта, разместить на главном (юго-восточном) фасаде объекта защитно-улавливающую сетку на основании согласованного с Мосгорнаследием соответствующего раздела об обеспечении сохранности объекта при проведении данных работ в срок до 15 ноября 2021 года, полученным учреждением 08 сентября 2021 года; отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором N11503563009900, распечатанным с официального сайта адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; актами проведения мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований от 15 ноября 2021 года NВО-7\2021 и от 16 ноября 2021 года NНС-17\2021; протоколом осмотра объекта культурного наследия федерального значения, непосредственно связанного с
земельным участком в границах территории объекта от 15 ноября 2021 года NПО-109-1\2021; служебной запиской должностного лица Мосгорнаследия от 26 ноября 2021 года N16-66-18963\2021 о том, что проектная документация не разработана и в Мосгорнаследие не поступала, защитно-улавливающая сетка ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не размещена, необходимых и достаточных мер по выполнению обязательств по сохранению объекта культурного наследия не предпринято, предписание 03 сентября 2021 года N 183\2021 правообладателем объекта культурного наследия федерального значения не выполнено; служебной запиской должностного лица Мосгорнаследия от 22 ноября 2021 года N16-5-05-33\282, согласно которой в период времени с 03 сентября 2021 года до 15 ноября 2021 года ходатайств правообладателя о продлении срока исполнения выданного предписания не поступало; протоколом об административном правонарушении от 26 ноября 2022 года в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется учреждению, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя учреждения, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола путем направления телеграммы от 23 ноября 2021 года по квитанции N3123308\903\294 по адресу места нахождения учреждения, внесенному в ЕГРЮЛ, которая 23 ноября 2021 года вручена ведущему специалисту Шайхитдиновой, что подтверждается квитанцией Почты России об оплате телеграммы, текстом телеграммы и уведомлением о ее доставке (л.д.6, 7), все предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ сведения протокол содержит, включая подпись должностного лица, его составившего.
Представленные в материалы дела и исследованные судьей районного суда доказательства оформлены должностными лицами Мосгорнаследия в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Исходя из диспозиции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке, не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае из материалов дела усматривается, что предписание от 03 сентября 2021 года N 183\2021 вынесено уполномоченным на то должностным лицом Мосгорнаследия, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, учреждение согласилось с ним, требования данного предписания были доступны для понимания.
Установив, что предписание ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации получено учреждением заблаговременно - 08 сентября 2021 года, в указанный в предписании срок - до 15 ноября 2021 года указанное юридическое лицо могло предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства и требований Мосгорнаследия, однако длительное время учреждение бездействовало, не принимая надлежащих мер по соблюдению порядка и правил охраны, содержания, использования объекта культурного наследия, не выполнив обязательное для исполнения предписание Мосгорнаследия по вопросам охраны, содержания и использования указанного объекта культурного наследия, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
По смыслу пункта 6.5 Административного регламента исполнения Департаментом культурного наследия адрес государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2015 года N 958-ПП, в случае невозможности исполнения требований предписания по причинам, не зависящим от лица, которому выдано предписание, такое лицо вправе не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться в Мосгорнаследие с мотивированным заявлением о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения или отдельных пунктов.
Вместе с тем, правом о продлении срока исполнения выданного предписания учреждение не воспользовалось, с ходатайством об этом не позднее, чем за 20 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания, в Мосгорнаследие не обращалось, информация о невозможности исполнения требований предписания по причинам, не зависящим от учреждения, в Мосгорнаследие не поступала.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм по вопросам охраны, содержания и использования указанного объекта культурного наследия федерального значения, тогда как материалы настоящего дела не содержат доказательства, подтверждающие тот факт, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок, являющимся достаточным, требований выданного предписания, которым оно также предупреждено об ответственности за неисполнение предписания государственного органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия, равно как не имеется и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер, что свидетельствует о его вине.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в оспариваемом постановлении, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины учреждения в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, его имущественного положения, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного указанной нормой, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного учреждению наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.